Меню

75 б найдите сложные слова как они образовались объясните их правописание

Слова с двумя корнями. Примеры

Приведем примеры сложных слов с двумя корнями и соединительными гласными «о», «е» между ними и без соединительных гласных. Выясним, как определить род сложных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».

Сложные слова в русском языке

Корень — это главная морфема в слове. В нем заключается лексическое значение всех родственных слов. В слове может быть не один корень, а два, и даже три, например:

  1. золот о, золот ко, золот це, золот ник, золот ой;
  2. золот о нос ный, золот о кудр ый, золот о крыл ый, золот о промышл енник;
  3. золот о хлор исто водород ный.

Слова с двумя и более корнями в морфемном составе называются сложными. В большинстве сложных слов между корнями находятся соединительные гласные «о», «е» , или эти интерфиксы в морфемном составе слова могут отсутствовать.

Соединительная гласная «о» пишется после твердых согласных первой основы сложного слова, а гласная «е» — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц».

Примеры сложных слов

Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»

  • мусор о про вод
  • молок о воз
  • музык о вед
  • хлеб о роб
  • звезд о лёт
  • тайн о пись
  • счет о вод
  • снег о ход
  • лес о воз
  • машин о пись
  • верх о лаз
  • тих о ход
  • смол о кур

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом

  • лес о промышл енн ик
  • мух о лов к а
  • золот о иск а тель
  • сок о вар к а
  • власт о люб и[й ‘ э ]
  • плод о жор к а
  • град о началь ник
  • мед о вар н я
  • перв о курс ник
  • масл о бой н я
  • плод о род и[й’ э]
  • плоск о дон к а

Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»

  • плод о ягод н ый
  • смол о нос н ый
  • черн о волос ый
  • мук о моль н ый
  • счет о вод н ый
  • шар о образ н ый
  • план о мер н ый
  • равн о цен н ый
  • розов о щек ий
  • сер о глаз ый
  • пив о вар енн ый

Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»

  • овц е вод
  • нефт е про вод
  • жизн е люб
  • пол е вод
  • леж е бок а
  • пищ е вод
  • овощ е вод
  • солнц е пёк
  • пт иц е вод
  • солнц е ворот
  • ча е вод
  • пт иц е ед
  • солнц е цвет
  • пт иц е лов

Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»

  • плам е вид н ый
  • корабл е стро и тель н ый
  • плат ёж е способ н ый
  • пт иц е вод ческ ий
  • муж е подоб н ый
  • паль ц е вид н ый
  • овощ е консерв н ый
  • жи зн е люб ив ый
  • мор е ход н ый
  • солнц е защит н ый
  • пеш е ход н ый

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В морфемном составе сложного слова может не быть интерфикса. Такие лексемы образуются способом сложения без соединительной гласной. Чаще это слова, принадлежащие к неодушевленным существительным, или прилагательные, образованные от них суффиксальным способом.

Приведем примеры сложных существительных без соединительной гласной. Как правило, они пишутся с дефисом, кроме некоторых слов, в составе которых первая часть является заимствованным неизменяемым существительным.

Примеры сложных слов без соединительной гласной

  • плащ — палатк а
  • машин а — автомат
  • плать е — халат
  • с чёт — фактур а
  • кресл о — кровать
  • авто мобиль — цистерн а
  • школ а — интернат
  • салон — ателье
  • плуг — се я л к а
  • библи о тек а — хран и л ищ е
  • каноэ — дв ой к а
  • кафе — ресторан
  • роман — эпопе я
  • вакуум — камер а
  • вы ши в к а — панно
  • магазин — ателье
  • пись м о — заяв к а
  • кофе мол к а
  • мело драм а
  • кофе машин а
  • кофе вар к а

Определение рода сложных слов без соединительной гласной

При употреблении в письменной речи сложных существительных без соединительной гласной всегда вызывает затруднение согласование их с прилагательными. Какой вариант является правильным:

  • красив ое кресло-кровать или красив ая кресло-кровать;
  • уютн ое кафе-клуб или уютн ый кафе-клуб?

В русском языке род неодушевленных сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:

1. по первой части, если изменяются обе части слова:

  • красивое кресло -кровать (ср. р.);
  • далекая школа -интернат (ж. р. );
  • стальной плуг -сеялка (м. р.);

2. по изменяемой части, если другая является неизменяемой:

  • уютный кафе- клуб (м. р.);
  • быстрая каноэ- двойка (ж. р.);
  • слабое альфа- излучение (ср. р.).

Видеоурок «Сложные слова»

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/koren/slova-s-dvumia-korniami.html

Сложные слова в русском языке — правописание и примеры

Разновидности словосложения

Возникновение нового слова из двух основ называют словосложением. В отдельных случаях вместо основы могут использоваться приставки либо предлоги, которые объединяются с корнем в единую синтаксическую единицу. Принято выделять несколько групп по характеру словосложения. К ним относятся:

  1. Морфологическая группа (иногда её называют тематическим или собственным сложением). Слияние основ происходит при участии морфологических и иных специальных средств, в том числе не имеющих аналогов в синтаксисе, а также с использованием соединительных букв «о», «е» и «ё»: вертолёт, самолёт, водопад, атомоход, бензопровод, камнепад, нефтепровод, водовоз, водохлёб, Цареград, землетрясение, звукосочетание, новоселье.
  2. Синтаксическая группа (несобственное, атематическое сложение, соположение). При этом способе несколько основ или морфем объединяются в одну, которая представляет собой правильную синтаксическую конструкцию: сумасшедший, Царьград, парикмахер. Многие слова, образующиеся подобным образом, по своей структуре близки к словосочетаниям: еле-еле, тихо-мирно, крепко-накрепко, полушутя, полутемно, фруктово-ягодный, красно-чёрный, северо-восточный и т. д.
  3. Смешанная группа, использующая оба принципа сложения слов: сенокос, листопад, детсад, железнодорожный, землеройка, белоснежный, простодушный, природоведение.
  4. Группа с использованием иностранных приставок: инфраструктура, интернациональный, трансконтинентальный, транскрипция, экстраординарный, субтропики, суперинтендант, имморальный, ультрафиолетовый, алогичный.

Различие между собственным и несобственным сложением заключается в том, что в первом случае соединение осуществляется посредством специальных гласных, тогда как в несобственном слова стыкуются между собой без каких-либо букв. Также к несобственным относятся существительные, сложенные вместе с приставками не, ни, при, пре, наи, без, бес (некто, неудача, ненависть, невидимка, непоседа, неряха, никто, ниоткуда, нисколько, приходить, приехать, приблизиться, привстать, припевать, прислать, приговаривать, наилучший, наихудший, бескассовый, безаварийный).

Особенности правописания

Существует несколько основных правил написания сложных слов. Значение имеет способ образования слова, часть речи, к которой оно относится, и лексическое значение. Также необходимо учитывать многочисленные исключения из правил, большинство из которых рекомендуется просто запоминать.

Примером общего правила может являться употребление букв «е» и «о»: после мягких согласных пишется гласная «е» (пешеход, птицелов, землекоп), а после твёрдых нужно писать букву «о» (теплоход, томограф). В некоторых случаях в первой основе сохраняется окончание в именительном падеже — времяпрепровождение, времяисчисление.

Иногда после мягкой согласной ставится буква «о» (баснописец, зверолов), так как в результате словосложения согласная из мягкой стала твёрдой.

Дефисное и слитное написание

Использование дефиса при написании словесных конструкций осуществляется согласно общим правилам слитного и дефисного написания, а также с учетом некоторых других особенностей. Следует заметить, что слитное либо раздельное написание словесных конструкций во многом зависит от той части речи, к которой они относятся. Таким образом, краткий свод правил можно представить в следующем виде:

  1. Слитное написание для слов, имеющих приставки авиа, авто, аэро, био, библио, кино, лже, макро, псевдо, стерео, электро (автовокзал, авиаперелёт, аэрофлот, библиотека, киноспектакль, стереосистема, электробритва). Исключениями являются слова, у которых одна часть — имя собственное (лже-Петров, лже-Дмитрий) либо сложные элементы, соединённые союзом «и» (теле- и радиопрограмма).
  2. Должно соблюдаться слитное написание конструкций, имеющих иностранные приставки анти, архи, гипер, контр, псевдо, суб, транс, ультра (антиген, архивариус, гиперкуб, контраргумент, псевдоевропеец, субкультура, трансмагистраль, ультралевый). Исключения — пан-Европа, экстра-класс, контр-адмирал.
  3. Частица «пол» может писаться слитно, если первая буква второго корня является любой согласной, кроме «л» (ползимы, полмира, полночь), раздельно при условии, что частица отделена от существительного прилагательным (пол картофельного поля, пол засеянной грядки), и через дефис, если второй корень начинается с буквы «л» или с гласной (пол-арбуза, пол-лайма).

Числительные при образовании двухосновных элементов должны употребляться в родительном падеже (сорокаминутный, пятилетка, трёхэтажный, одиннадцатиметровый). При этом такие числительные, как девяносто и сто, не изменяют своей формы, если входят в состав двухосновного слова (девяностолетие, столетие). В слове «сороконожка» соединительной гласной является «о».

Сложные существительные

Двухосновные имена существительные пишутся слитно, если соблюдается ряд условий. К таковым относятся сложносокращённые слова (вуз, завкафедры, завмаг, спецкор), наличие «град» и «метр» в конце (Белград, Калининград, амперметр, динамометр), присутствие «борт» (бортпроводница и бортинженер).

Сюда же следует отнести и образованные от дефисных слов сложные существительные, к примеру, пуэрториканец (но Пуэрто-Рико), куклуксклановец (но Ку-клукс-клан). В сложносокращённых словах не принято ставить точки (ФСБ, госуниверситет). Для дефисного написания необходимо знать следующее:

  1. Образование слов без соединительных гласных, где каждая часть является самостоятельным словом: купля-продажа, кафе-закусочная, стоп-кран, динамо-машина, плащ-палатка, генерал-майор, диван-кровать, дизель-мотор.
  2. Некоторые единицы измерения, как правило, составные: киловатт-час, человеко-день, тонно-километр, грамм-молекула. К исключениям относятся слова трудочас и трудодень.
  3. Обозначение промежуточных частей света, а также их иностранных аналогов: северо-запад, юго-восток, норд-ост, зюйд-вест.
  4. Наличие оценочного элемента в первой части слова: ура-патриотизм, горе-спортсмен, чудо-богатырь, гоп-компания, жар-птица.
  5. Иноязычные элементы в сложных и многосложных словах: унтер-офицер, лейб-гвардия, пресс-центр, мини-юбка, штабс-капитан. Исключением являются слова блокнот, блокпост и блокгауз.

Также в обязательном порядке дефис необходим для написания составных фамилий: Жолио-Кюри, Мамин-Сибиряк, Римский-Корсаков. Дополнить список можно географическими и сложносочинёнными названиями: Нью-Йорк, Лас-Вегас, Йошкар-Ола, Ново-Архангельск, Усть-Кулой.

Прилагательные и причастия

Слитное написание характерно для двухосновных прилагательных, образованных от существительных: железобетонный (железобетон), паровозный (паровоз), микроскопический (микроскоп). Если основой для прилагательного было словосочетание с подчинительной связью, то оно тоже пишется слитно: ремонтировать вагоны — вагоноремонтный, пять килограмм — пятикилограммовый, Древняя Греция — древнегреческий.

Также в результате сращивания словесных сочетаний (существительное + причастие или определение) в одну конструкцию получается бездефисное написание: тяжелораненый, сильнодействующий, высокообразованный, нижеподписавшийся, малоизученный.

Наконец, слитное правописание сложных слов можно наблюдать в азиатских названиях (Фуд-зи — фудзийский, Три-ши — тришинский), а также при наличии «ико» (великорусский, великосветский). Через дефис, согласно многим словарям, сложные прилагательные пишутся в таких случаях:

  1. Словесное сочетание различных качеств: англо-итальянский, вогнуто-выпуклый.
  2. Обозначение цветовых градаций, а также вкуса и иных особенностей предмета: кисло-сладкий, ярко-жёлтый, светло-оранжевый, тревожно-нервный, размашисто-бодрый.
  3. Прилагательные, которые включают в себя имя и фамилию некоего деятеля с последующим дополнительным элементом (либо две фамилии): оскар-уальдовские пьесы, шумейкер-левийская комета, чарльз-диккенсовские произведения.

Грамотное написание многих труднопроизносимых и замысловатых слов зависит от контекста.

К примеру, слово «многообещающий» пишется слитно, однако где-нибудь в диктанте это же слово делится на наречие + причастие, поэтому должно писаться раздельно (практикант, много обещающий, но часто забывающий про намерения).

Краткий словарь

Нередко люди под сложными словами подразумевают очень длинные речевые конструкции, у которых трудное произношение и непонятное ударение, то есть те, что могут вызвать проблемы при разговорной и публичной речи или интересной дискуссии с кем-либо. Многие дикторы и ведущие ТВ рекомендуют для развития дикции тренироваться при помощи специальных фраз, предложений или скороговорок (та же скороговорка «Лигурия»). Сборник наиболее тяжёлых и неприятных для чтения и произношения слов приведён ниже:

  • покровительствовавшие;
  • облагодетельствованные;
  • участвовавшего;
  • воспользовавшемуся;
  • записывавшегося;
  • аффилированный;
  • экспроприировать;
  • архивариусов;
  • транспортируемыми;
  • выкристаллизовавшимися;
  • ходатайствовать;
  • характеризующих;
  • рекогносцировка;
  • разнервничавшаяся;
  • плохоскоординированный;
  • субстанционализироваться;
  • человеконенавистничество;
  • водогрязеторфопарафинолечение;
  • наконец, самое длинное сложносоставное слово в русском языке — превысокомногорассмотрительствующий.

Чтобы добиться лёгкости в произношении, необходимы упорные и регулярные тренировки, включающие в себя разработку артикуляционного аппарата и работу с речевым материалом.

Несмотря на простой вопрос, многое зависит и от врождённых речевых особенностей. В отдельных случаях нужные объяснения человек может получить только от логопеда или других специалистов.

В любом случае нужно понимать, что всегда могут встретиться словосочетания (особенно профессиональные медицинские или химические термины), которые поставят в тупик даже профессионального диктора. Примером тому служит ситуация, когда ведущему в прямом эфире нужно было рассказывать про извержение вулкана Эйафьятлайкоудль. С первого раза будет трудно это слово выговорить правильно. Даже профессионалы могут ошибаться.

Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/slozhnye-slova.html

2.14. Слитное и дефисное написание сложных слов

Слитное и дефисное написание сложных слов включает несколько типов правил:

1) общие правила слитного и дефисного написания слов;
2) слитное и дефисное написание сложных существи­тельных;
3) слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и служебных частей речи имеет свою систему правил и будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

2.14.1. Общие правила слитного и дефисного написания слов

1. Пишутся слитно сложные слова с элементами (независимо от их количества в слове): авто-, авиа-, аэро-, био-, библио-, вело-, гео-, гелио-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, квази-, кино-, лже-, макро-, микро-, метео-, мото-, мульти-, нео-, палео-, поли-, псвевдо-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фото-, фоно-, электро- .

Автошкола, авиабилеты, автомотовелогонки, аэросани, библиография, велотрек, гелиотерапия, геополитика, гидроузел, зоомагазин, киноплёнка, лжепророк, радиоволны.

сложные слова, вторая часть которых – имя собственное.

Лже-Иванов, лже-Анастасия, лже-Дмитрий (но истор.: Лжедмитрий), авиакомпания «Аэро-Мехикан», кино-Остап.

сложные слова с несколькими такими элементами, соединёнными союзом и .

Теле- и радиопрограмма, авто- и мотогонки.

2. Пишутся слитно слова с иноязычными приставками: анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пан-, псевдо-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- .

Антиисторический, архиважный, гиперурбанизм, интерпозиция, инфракрасный, контрнаступление, панамериканский, псевдорусский, субпродукты, супермодный, транссибирский, ультраправый, экстраординарный.

слова с этими приставками и следующей за ними прописной буквой: Пан-Европа.

3. Пишутся слитно сложные слова с первой частью – числительным в родительном падеже (с суффиксами -и-, -у-, -ух-, -а- и др.).

Сем и летка, дв ух дюймовка, дв у личный, сорок а летие, пят и кратно, тридцат и пят и летний, тр ёх килограммовый.

4. Пишутся слитно слова с первым элементом полу-, полутора-, четверть- .

Полумеры, полуоткрытый, полушутя, полутораметровый, четвертьфинальный.

Трёх с половиной километровое расстояние.

5. Слова с первым элементом пол- пишутся:

слитно, если вторая часть начинается с согласной, кроме согласной л;

через дефис, если вторая часть начинается с гласной, согласной л или с прописной буквы;

Пол-огурца, пол-лимона, пол-Москвы.

раздельно, если компонент пол- отделён от существительного определением.

Пол засеянного поля, пол фруктового сада.

2.14.2. Слитное и дефисное написание сложных существительных

А) Пишутся слитно:

1. сложные существительные, образованные с помощью соединительной гласной;

2. сложносокращённые слова;

Завкадрами, районо, вуз, втуз, завмаг, спецкор.

3. сложные существительные со второй частью град, город, метр ;

Волгоград, Белгород, вольтметр.

4. сложные существительные с первым элементом борт ;

5. сложные существительные с первой глагольной частью в повелительном наклонении (с суффиксом -и ).

Держиморда, горицвет, вертихвостка.

Исключение: перекати-поле ;

6. некоторые сложные географические названия;

7. сложные существительные, образованные от дефисных написаний, называющих народностей, племена, людей по роду занятий, интересам, месту жительства.

Ср.: Пуэрто-Рико – пуэрториканец, Нью-Йорк – ньюйоркцы, яхт-клуб – яхтклубовец, ку-клукс-клан – куклуксклановец (но соответствующие прилагательные пишутся через дефис: пуэрто-риканский, нью-йоркский).

2) Точки внутри сложносокращённых слов не ставятся: ФСБ, госуниверситет.

3) Если элементы зав-, зам-, пом- отделены от существительного прилагательным, то они пишутся раздельно и после них ставится точка: зам. генерального директора, пом. главного режиссёра.

Б) Пишутся через дефис:

1. сложные существительные, образованные без соединительной гласной, каждая часть которых может употребляться как самостоятельное слово;

Диван-кровать, кафе-закусочная, купля-продажа, генерал-полковник, премьер-министр, член-корреспондент, плащ-палатка, дизель-мотор, мотор-генератор, инженер-капитан, динамо-машина, стоп-кран, кран-балка, пила-рыба, лорд-канцлер.

2. составные названия политических партий, направлений, их сторонников;

3. составные названия единиц измерений;

Человеко-день, грамм-молекула, киловатт-час, тонно-километр.

Исключения: трудодень, трудочас .

4. сложные существительные, обозначающие промежуточные части света, и их эквиваленты с иноязычными элементами;

Юго-запад, северо-восток, зюйд-вест, норд-ост.

5. сложные названия растений, городов и др., в состав которых входят частицы, предлоги и союзы;

Любишь-не-любишь, иван-да-марья, Ростов-на-Дону, Комсомольск-на-Амуре.

6. сложные существительные, первый элемент которых имеет оценочное значение;

Чудо-богатырь, паинька-мальчик, аника-воин, бой-баба, гоп-компания, жар-птица, ура-патриотизм, горе-спортсмен.

7. сложные существительные с иноязычными элементами: обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс-, блок-, пресс-, макси-, миди-, мини- .

Обер-прокурор, унтер-офицер, штабс-капитан, штаб-квартира, лейб-гвардия, вице-премьер, экс-чемпион, блок-схема, пресс-центр, макси-пальто, миди-юбка, мини-платье.

Исключения: блокпост, блокгауз, блокнот ;

8. сложные научные термины, в состав которых входят названия букв (обычно греческого и латинского алфавита);

Гамма-лучи, икс-лучи, альфа-измеритель.

9. составные фамилии и некоторые географические названия.

Жолио-Кюри, Новиков-Прибой, Усть-Ишим, Йошкар-Ола, Ново-Архангельск, Лас-Вегас, Нью-Йорк.

2.14.3. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Пишутся слитно Пишутся через дефис
1. Сложные прилагательные, образованные от слитно пишущихся сложных существительных, ср.: железобетон → железобетонный; паровоз → паровозный; микроволны → микроволновый. 1. Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис, ср.: юго-запад → юго-западный; унтер-офицер → унтер-офицерский; социал-демократ → социал-демократический.
2. Сложные прилагательные, образованные от словосочетаний с подчинительной связью, то есть таких сочетаний, в которых есть главное и зависимое слово (от главного слова к зависимому слову можно задать вопрос), ср.: Древняя Русь → древнерусский; строить паровозы → паровозостроительный; три года → трёхгодичный; три миллиметра → трёхмиллиметровый; лить чугун → чугунолитейный; спеть скоро → скороспелый. 2. Сложные прилагательные, образованные от сочетаний с сочинительной связью (между словами, образующими такое сочетание, можно поставить сочинительные союзы и; но; не только. но и ), или образованные от слов, обозначающих неоднородные признаки, ср.: русский и немецкий → русско-немецкий; беспроцентный, но выигрышный → беспроцентно-выигрышный; не только выпуклый, но и вогнутый → выпукло-вогнутый; научный популярный журнал → научно-популярный журнал.
3. Сложные прилагательные, образованные путём сращения словосочетания (наречие + прилагательное / причастие) в одно слово. Как правило, это научно-технические термины и выражения, используемые в книжной речи, первая часть которых образуется из наречий: высоко, низко, выше, ниже, глубоко, мелко, легко, тяжело, остро, плоско, широко, узко, сильно, слабо, тонко, круто, крупно , ср.: высоковитаминный, высокообразованный, легкораненый, тяжелораненый, сильнодействующий, малоизученный, скоропортящийся, нижеподписавшийся, вышеизложенный. 3. Сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета или другие качества (вкусовые, слуховые и др.) с оттенком, ср.: бело-красный, иссиня-чёрный, ярко-синий, светло-голубой, горько-сладкий (сладкий с горечью), горько-солёный (солёный с горечью), раскатисто-громкий (громкий, даже переходящий в раскатистый), почтительно-вежливый (вежливый и при этом выражающий почтительность), смущённо-счастливый (счастливый с оттенком смущения).
4. Прилагательные, образованные от китайских, корейских, вьетнамских и других восточных фамилий (независимо от того, как пишутся эти имена и фамилии – слитно, раздельно, через дефис), ср.: Лао-цзы → лаодзыстский. 4. Сложные прилагательные, образованные от сочетания имени и фамилии или двух фамилий: вальтер-скоттовские романы, бойль-мариоттовский закон.
5. Прилагательные, образованные от иноязычной фамилии, которой предшествует служебное слово, ср.: де Бройль → дебройлевская теория. 5. Сложные прилагательные, входящие в состав некоторых географических названий, образованных от словосочетаний с подчинительной связью: Горно-Алтайская автономная область, Восточно-Китайское море, Западно-Сибирская низменность, Военно-Грузинская дорога, Восточно-Сибирское море.
6. Сложные прилагательные с первой частью на -ико (не иноязычной): великосветский, великорусский. 6. Сложные прилагательные с первой иноязычной частью на -ико : лексико-грамматический, историко-архивный.

Ср.: многообещающий студент («весьма талантливый, перспективный») – студент, много обещающий, но никогда не выполняющий своих обещаний.

Слова в соответствующих словосочетаниях сохраняют свою самостоятельность: от прилагательного/причастия можно поставить вопрос к наречию; их можно поменять местами; каждое из этих слов может иметь при себе зависимые слова.

Ср.: рабски покорный – покорный (как? насколько? в какой степени?) рабски – почти рабски покорный; практически ценный – ценный (в каком отношении?) практически.

2) Написание многих сложных прилагательных обусловлено традицией.

Ср.: народнохозяйственный – народно-освободительный; всемирно известный – всемирно-исторический; индоевропейцы, индоевропейский – вест-индский – вестготы.

Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/657-214_slitnoe_i_defisnoe_napisanie_slozhnyh_slov.html

Правописание сложных слов

Рассмотрим правописание сложных слов в соответствии с правилами орфографии.

В русском языке сложные слова пишутся слитно или через дефис. Выясним, как пишутся сложные слова, принадлежащие к именам существительным и прилагательным, согласно орфографическим правилам русского языка.

В правописании сложных слов применяем несколько правил:

  • общие правила написания сложных слов;
  • слитное и дефисное написание сложных существительных;
  • правописание сложных прилагательных.

Общие правила написания сложных слов

В написании сложных слов следует обратить внимание на наличие или отсутствие соединительных гласных, а также на некоторые компоненты в их составе.

1. Пишутся слитно существительные и прилагательные, начинающиеся с иноязычных элементов:

Если же вторая часть представлена именем собственным, то такое сложное слово пишется с дефисом:

2. Пишутся слитно сложные существительные и имена прилагательные, первой частью которых является числительное в форме родительного падежа:

Отметим, что числительные «один», «сто», «девяносто», тысяча» и «миллион» входят в состав сложных слов не в форме родительного падежа и прикрепляются соединительными гласными «о» после твердых согласных и «е» после мягкой согласной основы:

Числительное «сорок» присоединяется гласной «о» в слове «сороконожка», а в остальных сложных словах это числительное имеет форму родительного падежа:

3. Сложные слова с первым компонентом пол- пишутся с дефисом, если вторая часть начинается

Если вторая часть начинается с любой согласной, кроме «л», такие сложные слова с корнем пол- пишутся слитно:

Отметим, что слово «пол- о диннадцатого» пишется с дефисом в соответствии с общим правилом.

Но если компонент пол- отделен от слова определением, то это сочетание пишется раздельно в три слова:

  • пол столовой ложки;
  • пол морского побережья;
  • пол проселочной дороги.

4. Все сложные слова, начинающиеся с полу-, пишутся слитно:

5. В текстах употребляется ряд сложных слов, имеющих одинаковую вторую часть. Нередко такие слова пишутся друг за другом с союзом «и». В целях экономии и удобства у первого слова вторая общая часть опускается, и тогда используется висячий дефис:

  • двух- и трёхэтажные коттеджи;
  • электро- и тепловозы;
  • северо- и юго-восток.

Видео «Сложные слова»

Правописание сложных существительных

В русском языке сложные имена существительные состоят из двух и более основ:

Сложные существительные пишутся слитно и через дефис.

Рассмотрим, при каких условиях сложные существительные следует написать слитно или с дефисом.

Слитное написание имен существительных

Пишутся слитно сложносокращенные слова с первой частью зам-, зав-, пом-:

Также слитно пишутся все аббревиатуры и сложносокращенные слова:

Слитно пишутся нарицательные имена существительные, образованные из двух и более основ при помощи соединительных гласных о, е:

Если первая основа представляет собой глагольную основу в форме повелительного наклонения, оканчивающуюся на «и», то сложное существительное пишется слитно:

Запомним написание слова-исключения:

Сложные слова с элементами борт и метр пишутся слитно:

Дефисное написание сложных имён существительных

1. сложные существительные, образованные без соединительной гласной из двух самостоятельных слов, обозначающих единое понятие:

2. слова, в составе которых первое существительное является общим названием, а второе конкретизирует, уточняет специальное его назначение:

3. названия, обозначающие профессию, звание, должность, научную степень, политическое направление:

4. сложные единицы измерения

Слово «трудодень» пишется слитно, так как это сложное существительное образовано от сочетания «трудовой день» с подчинительной связью согласования.

4. названия промежуточных частей света

5. слова с начальными элементами вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-:

6. названия одежды с иноязычными корнями макси-, мини-, миди-

7. слова с начальными названиями букв греческого и латинского алфавита:

8. сложные названия растений, имеющих в составе союз или частицу:

9. составные русские и иноязычные фамилии и географические названия

10. сложные слова с оценочным значением:

Следует иметь в виду, что дефис не ставится между двумя именами существительными, если первое слово обозначает качество и его можно заменить однокоренным прилагательным:

  • добряк пчеловод — добрый пчеловод;
  • хлопотунья повариха — хлопотливая повариха;
  • малютка сестрёнка — маленькая сестрёнка;
  • крепыш мальчонка — крепкий мальчонка;
  • старик сторож — старый сторож.

Правописание сложных имён прилагательных

Сложные имена прилагательные пишутся слитно или с дефисом. В выборе их написания необходимо установить, от какого слова или словосочетания образовано прилагательное, какие взаимоотношения существуют между его частями.

СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Прилагательные, образованные от существительных, которые пишутся слитно железобетонный (железобетон)
лесостепной (лесостепь) Прилагательные, у которых одна из частей самостоятельно не употребляется чернобровый, бледнолицый, скоротечный, травоядный Прилагательные, образованные на основе подчинительной связи белокаменный (белый камень – согласование)
горноспасательный (спасать в горах — управление)
дорогостоящий (стоящий дорого — примыкание) Прилагательные, первая часть которых наречие, заканчивающееся на -о, -е высоконравственный, малорослый, вышеуказанный Прилагательные, первая часть которых имя числительное двухэтажный, пятилетний, трёхтомный, столетний Примечание:
1. обычно отдельно пишутся наречия, оканчивающиеся на ски-, юще/-аще (практически чистый углерод, спартански строгая обстановка, исчерпывающе полный ответ, блестяще образованный юноша)
2. пишутся раздельно сочетания прилагательных с наречиями абсолютно, безукоризненно, жизненно, прямо, исконно, подлинно, явно и пр. — жизненно важный, подлинно установленный, исконно русские традиции.

ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, качества ярко-жёлтый, приторно-сладкий Прилагательные, образованные на основе сочинительной связи морально-нравственный (моральный и нравственный)
плодово-ягодный (плодовый и ягодный)
общественно-исторический
общественно-политический
общественно-экономический
,
но:
общественно полезный
общественно необходимый
Прилагательные, образованные от существительных, пишущихся через дефис юго-западный (юго-запад)
социал-демократический (социал-демократ)
лейб-гусарский (лейб-гусар) Прилагательные, начинающиеся словами юго, северо, восточно, западно, входящие в состав географических и административных названий Восточно-Сибирское море
Запомнить!
Если подобные прилагательные являются нарицательными, то они пишутся слитно:
южнорусский климат Прилагательные, образованные от сочетаний имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий жюль-верновские приключения
шарль-перровские сказки
Дмитрий-Петровичев галстук
,
но:
дефюнесовские комедии (де Фюнес) Прилагательные, если основа первой части оканчивается на -ико физико-математический
технико-экономический
,
но:
великорусский (Великая Русь)
великомученический (великомученик)
великосветский (великий свет) Прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки народно-поэтический стиль
учебно-консультационный центр
добровольно-спортивное общество

Слитное написание сложных прилагательных

1. прилагательные, образованные от сложного существительного со слитным написанием:

  • водопровод → водопроводный;
  • нефтепромысел → нефтепромысловый.

2. Прилагательное образовано от двух слов, одно из которых подчинено другому. Между частями производного слова невозможно вставить союз «и»:

  • желать добра → доброжелательный;
  • ремонт машин → машиноремонтный.

3. У прилагательного одна часть отдельно не употребляется:

4. Прилагательное образовано из сочетания наречия и прилагательного/причастия и обозначает единое понятие:

  • быстрорастворимый кофе;
  • мелкодробленый порошок;
  • высокоорганизованный процесс;
  • малосимпатичный человек;
  • глубокоуважаемый сотрудник;
  • многообещающий взгляд.

В таких словах наречие не может выступать как отдельный член предложения, отвечающий на вопрос как? При перестановке частей слова искажается его смысл.

Дефисное написание сложных прилагательных

Сложное прилагательное пишется с дефисом, если

1. прилагательное образовано от сложного существительного с дефисным написанием:

2. Между равноправными частями сложного прилагательного прослеживается сочинительная связь. Между ними можно поставить союз «и»:

  • вокально-танцевальный кружок (вокальный и танцевальный кружок);
  • русско-немецкий словарь (русский и немецкий словарь);
  • бобово-злаковые культуры (бобовые и злаковые культуры).

3. Названия, обозначающие оттенок цвета или разновидность качества:

Отметим дефисное написание у названий цветовых оттенков с первой частью:

Различаем написание сложных прилагательных типа

Первое слово образовано от сочетания «серый мрамор» с подчинительной связью согласования между его частями, поэтому пишется слитно. Прилагательное «мраморно-серый» обозначает оттенок цвета. Обратим внимание, что название цвета является второй частью сложного прилагательного, которое пишется с дефисом в соответствии с правилом.

4. Слово начинается с одного из компонентов военно-, учебно-, народно-, массово-, научно:

5. Первая часть прилагательного заканчивается буквосочетанием -ико:

Запомним слова, которые пишутся слитно:

великосветский, великорусский, великомученический.

6. Прилагательное является сложным географическим названием:

  • Западно-Сибирская низменность;
  • Восточно-Китайское море.

Видео «Дефисное и слитное написание имён прилагательных»

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-slozhnyh-slov.html

Сложные слова в русском языке — правописание и примеры

Разновидности словосложения

Возникновение нового слова из двух основ называют словосложением. В отдельных случаях вместо основы могут использоваться приставки либо предлоги, которые объединяются с корнем в единую синтаксическую единицу. Принято выделять несколько групп по характеру словосложения. К ним относятся:

  1. Морфологическая группа (иногда её называют тематическим или собственным сложением). Слияние основ происходит при участии морфологических и иных специальных средств, в том числе не имеющих аналогов в синтаксисе, а также с использованием соединительных букв «о», «е» и «ё»: вертолёт, самолёт, водопад, атомоход, бензопровод, камнепад, нефтепровод, водовоз, водохлёб, Цареград, землетрясение, звукосочетание, новоселье.
  2. Синтаксическая группа (несобственное, атематическое сложение, соположение). При этом способе несколько основ или морфем объединяются в одну, которая представляет собой правильную синтаксическую конструкцию: сумасшедший, Царьград, парикмахер. Многие слова, образующиеся подобным образом, по своей структуре близки к словосочетаниям: еле-еле, тихо-мирно, крепко-накрепко, полушутя, полутемно, фруктово-ягодный, красно-чёрный, северо-восточный и т. д.
  3. Смешанная группа, использующая оба принципа сложения слов: сенокос, листопад, детсад, железнодорожный, землеройка, белоснежный, простодушный, природоведение.
  4. Группа с использованием иностранных приставок: инфраструктура, интернациональный, трансконтинентальный, транскрипция, экстраординарный, субтропики, суперинтендант, имморальный, ультрафиолетовый, алогичный.

Различие между собственным и несобственным сложением заключается в том, что в первом случае соединение осуществляется посредством специальных гласных, тогда как в несобственном слова стыкуются между собой без каких-либо букв. Также к несобственным относятся существительные, сложенные вместе с приставками не, ни, при, пре, наи, без, бес (некто, неудача, ненависть, невидимка, непоседа, неряха, никто, ниоткуда, нисколько, приходить, приехать, приблизиться, привстать, припевать, прислать, приговаривать, наилучший, наихудший, бескассовый, безаварийный).

Особенности правописания

Существует несколько основных правил написания сложных слов. Значение имеет способ образования слова, часть речи, к которой оно относится, и лексическое значение. Также необходимо учитывать многочисленные исключения из правил, большинство из которых рекомендуется просто запоминать.

Примером общего правила может являться употребление букв «е» и «о»: после мягких согласных пишется гласная «е» (пешеход, птицелов, землекоп), а после твёрдых нужно писать букву «о» (теплоход, томограф). В некоторых случаях в первой основе сохраняется окончание в именительном падеже — времяпрепровождение, времяисчисление.

Иногда после мягкой согласной ставится буква «о» (баснописец, зверолов), так как в результате словосложения согласная из мягкой стала твёрдой.

Дефисное и слитное написание

Использование дефиса при написании словесных конструкций осуществляется согласно общим правилам слитного и дефисного написания, а также с учетом некоторых других особенностей. Следует заметить, что слитное либо раздельное написание словесных конструкций во многом зависит от той части речи, к которой они относятся. Таким образом, краткий свод правил можно представить в следующем виде:

  1. Слитное написание для слов, имеющих приставки авиа, авто, аэро, био, библио, кино, лже, макро, псевдо, стерео, электро (автовокзал, авиаперелёт, аэрофлот, библиотека, киноспектакль, стереосистема, электробритва). Исключениями являются слова, у которых одна часть — имя собственное (лже-Петров, лже-Дмитрий) либо сложные элементы, соединённые союзом «и» (теле- и радиопрограмма).
  2. Должно соблюдаться слитное написание конструкций, имеющих иностранные приставки анти, архи, гипер, контр, псевдо, суб, транс, ультра (антиген, архивариус, гиперкуб, контраргумент, псевдоевропеец, субкультура, трансмагистраль, ультралевый). Исключения — пан-Европа, экстра-класс, контр-адмирал.
  3. Частица «пол» может писаться слитно, если первая буква второго корня является любой согласной, кроме «л» (ползимы, полмира, полночь), раздельно при условии, что частица отделена от существительного прилагательным (пол картофельного поля, пол засеянной грядки), и через дефис, если второй корень начинается с буквы «л» или с гласной (пол-арбуза, пол-лайма).

Числительные при образовании двухосновных элементов должны употребляться в родительном падеже (сорокаминутный, пятилетка, трёхэтажный, одиннадцатиметровый). При этом такие числительные, как девяносто и сто, не изменяют своей формы, если входят в состав двухосновного слова (девяностолетие, столетие). В слове «сороконожка» соединительной гласной является «о».

Сложные существительные

Двухосновные имена существительные пишутся слитно, если соблюдается ряд условий. К таковым относятся сложносокращённые слова (вуз, завкафедры, завмаг, спецкор), наличие «град» и «метр» в конце (Белград, Калининград, амперметр, динамометр), присутствие «борт» (бортпроводница и бортинженер).

Сюда же следует отнести и образованные от дефисных слов сложные существительные, к примеру, пуэрториканец (но Пуэрто-Рико), куклуксклановец (но Ку-клукс-клан). В сложносокращённых словах не принято ставить точки (ФСБ, госуниверситет). Для дефисного написания необходимо знать следующее:

  1. Образование слов без соединительных гласных, где каждая часть является самостоятельным словом: купля-продажа, кафе-закусочная, стоп-кран, динамо-машина, плащ-палатка, генерал-майор, диван-кровать, дизель-мотор.
  2. Некоторые единицы измерения, как правило, составные: киловатт-час, человеко-день, тонно-километр, грамм-молекула. К исключениям относятся слова трудочас и трудодень.
  3. Обозначение промежуточных частей света, а также их иностранных аналогов: северо-запад, юго-восток, норд-ост, зюйд-вест.
  4. Наличие оценочного элемента в первой части слова: ура-патриотизм, горе-спортсмен, чудо-богатырь, гоп-компания, жар-птица.
  5. Иноязычные элементы в сложных и многосложных словах: унтер-офицер, лейб-гвардия, пресс-центр, мини-юбка, штабс-капитан. Исключением являются слова блокнот, блокпост и блокгауз.

Также в обязательном порядке дефис необходим для написания составных фамилий: Жолио-Кюри, Мамин-Сибиряк, Римский-Корсаков. Дополнить список можно географическими и сложносочинёнными названиями: Нью-Йорк, Лас-Вегас, Йошкар-Ола, Ново-Архангельск, Усть-Кулой.

Прилагательные и причастия

Слитное написание характерно для двухосновных прилагательных, образованных от существительных: железобетонный (железобетон), паровозный (паровоз), микроскопический (микроскоп). Если основой для прилагательного было словосочетание с подчинительной связью, то оно тоже пишется слитно: ремонтировать вагоны — вагоноремонтный, пять килограмм — пятикилограммовый, Древняя Греция — древнегреческий.

Также в результате сращивания словесных сочетаний (существительное + причастие или определение) в одну конструкцию получается бездефисное написание: тяжелораненый, сильнодействующий, высокообразованный, нижеподписавшийся, малоизученный.

Наконец, слитное правописание сложных слов можно наблюдать в азиатских названиях (Фуд-зи — фудзийский, Три-ши — тришинский), а также при наличии «ико» (великорусский, великосветский). Через дефис, согласно многим словарям, сложные прилагательные пишутся в таких случаях:

  1. Словесное сочетание различных качеств: англо-итальянский, вогнуто-выпуклый.
  2. Обозначение цветовых градаций, а также вкуса и иных особенностей предмета: кисло-сладкий, ярко-жёлтый, светло-оранжевый, тревожно-нервный, размашисто-бодрый.
  3. Прилагательные, которые включают в себя имя и фамилию некоего деятеля с последующим дополнительным элементом (либо две фамилии): оскар-уальдовские пьесы, шумейкер-левийская комета, чарльз-диккенсовские произведения.

Грамотное написание многих труднопроизносимых и замысловатых слов зависит от контекста.

К примеру, слово «многообещающий» пишется слитно, однако где-нибудь в диктанте это же слово делится на наречие + причастие, поэтому должно писаться раздельно (практикант, много обещающий, но часто забывающий про намерения).

Краткий словарь

Нередко люди под сложными словами подразумевают очень длинные речевые конструкции, у которых трудное произношение и непонятное ударение, то есть те, что могут вызвать проблемы при разговорной и публичной речи или интересной дискуссии с кем-либо. Многие дикторы и ведущие ТВ рекомендуют для развития дикции тренироваться при помощи специальных фраз, предложений или скороговорок (та же скороговорка «Лигурия»). Сборник наиболее тяжёлых и неприятных для чтения и произношения слов приведён ниже:

  • покровительствовавшие;
  • облагодетельствованные;
  • участвовавшего;
  • воспользовавшемуся;
  • записывавшегося;
  • аффилированный;
  • экспроприировать;
  • архивариусов;
  • транспортируемыми;
  • выкристаллизовавшимися;
  • ходатайствовать;
  • характеризующих;
  • рекогносцировка;
  • разнервничавшаяся;
  • плохоскоординированный;
  • субстанционализироваться;
  • человеконенавистничество;
  • водогрязеторфопарафинолечение;
  • наконец, самое длинное сложносоставное слово в русском языке — превысокомногорассмотрительствующий.

Чтобы добиться лёгкости в произношении, необходимы упорные и регулярные тренировки, включающие в себя разработку артикуляционного аппарата и работу с речевым материалом.

Несмотря на простой вопрос, многое зависит и от врождённых речевых особенностей. В отдельных случаях нужные объяснения человек может получить только от логопеда или других специалистов.

В любом случае нужно понимать, что всегда могут встретиться словосочетания (особенно профессиональные медицинские или химические термины), которые поставят в тупик даже профессионального диктора. Примером тому служит ситуация, когда ведущему в прямом эфире нужно было рассказывать про извержение вулкана Эйафьятлайкоудль. С первого раза будет трудно это слово выговорить правильно. Даже профессионалы могут ошибаться.

Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/slozhnye-slova.html

Сложные слова (теория)

В последнее время появляется много новых школьных учебников по самым разным дисциплинам – от языкознания и семиотики до физкультуры. Если поставить задачу создания нового учебника по русскому языку, то самой сложной проблемой будет, по-видимому, сочетание новизны и традиции.

В предлагаемом к обсуждению фрагменте проекта акцент делается на стратегии сотрудничества исследователя-словесника и учителя, учителя и ученика. Сотрудничество теоретика и педагога помогает найти новые объяснительные модели известных фактов языка; сотрудничество учителя и ученика обеспечивает более глубокое усвоение материала, чем при пассивном следовании за учителем и учебником.

Основой сотрудничества всегда является интерес. Детям должно быть интересно учиться. Особенно важно привить интерес к родному языку. Поэтому методической основой преподавания должен быть скорее объяснительный, чем предписывающий принцип: т.е. вопрос почему? не может заменяться указанием, как надо. Поэтому в предлагаемом тексте почти нет правил, но есть объяснительный текст.

Предлагаемые приемы обработки материала – моделирование игровых ситуаций, сознательное творчество. Обращение к любимым книгам может сделать работу на уроке более увлекательной и стимулировать интерес к чтению.

Может быть, не обязательно для всех делать все упражнения: кого-то больше увлекает техника, кого-то – биология; ученики могут иметь выбор. Но предложенные темы упражнений в целом более или менее полно охватывают круг проблем, связанных со сложным словом.

На составление цельной картины явления ориентирован и теоретический подход, объединяющий и сложные, и сложносоставные, и сложносокращенные слова. Критериями принадлежности к сложным словам являются наличие в слове по крайней мере двух корневых основ, соединенных на любом шаге словообразовательного процесса (т.е. садовод и садоводство в равной мере считаются сложными словами), а также слитное и дефисное написание (в последнем случае целый пласт окказиональных образований, в синтаксисе традиционно рассматриваемых как имена и приложения, в плане словобразования тоже имеет право относиться к сложным словам). В целом теоретическая основа для такого подхода заложена в работах В.В. Виноградова, Е.А. Земской, Д.Э. Розенталя.

Материал для упражнений может быть использован и на уроках развития речи.

Сложное слово – это слово, образованное сложением двух или более основ

Основа может представлять собой чистый корень (хор-о-вод) либо корень с приставкой или суффиксом (неб-о-склон, железн-о-дорож-н-ый), а может соответствовать целому знаменательному слову (семиглав-ый, яркозелен-ый). Основа может быть и сокращенной, усеченной (зарплат из заработная плата).

Сложение слов может производиться разными способами: морфологическим, лексико-синтаксическим, условно-фонетическим.

1. При морфологическом сложении новое слово образуется соединением значимых частей – основ или основы и знаменательного слова – при помощи соединительных гласных: о после основ на твердый согласный, е после основ на мягкий согласный, шипящий или ц. Например: паро-ход, зме[й]-е-лов, душе-губ, солнце-пек.

Значение такого слова легко получается на основе значений составляющих его частей.

Иногда для образования сложного слова необходимо добавить еще и суффикс: полк-о-вод-ец, рук-о-дел-и-е, железн-о-дорож-н-ый (целое слово не получается без суффикса: *полк-о-вод-, *рук-о-дел-). В этих случаях считается, что слово образовано сложносуффиксальным способом, т.е. одновременно сложением основ и добавлением суффикса.

Морфологическое сложение – продуктивный способ словообразования; это значит, что таким способом можно образовывать новые слова (например, диск-о-вод).

2. При лексико-синтаксическом способе соединяются в одно целое устойчивые сочетания слов в том виде, как они обычно употребляются в речи. Происходит сращение слов без соединительных гласных для обозначения единого понятия – предмета, лица, признака или единого множества предметов, например: полцарства, Конек-Горбунок, вечнозеленый, белым-бело, гуси-лебеди.

Сращение слов может быть полным или неполным.

При полном сращении новое слово пишется слитно и имеет одно окончание: Новгород-Ж , в Новгород-е; сорвиголов-а, о сорвиголов-е. Обычно одна его часть имеет форму, в которой использовалась в словосочетании: сорвиголова ¬ сорви голову, трехэтажный ¬ из трех этажей.

При неполном сращении части сложного слова сохраняют вид и форму самостоятельных слов, но объединяются дефисом в одно целое, например: платье-костюм, кошки-мышки, Ростов-на-Дону. Иногда части сложного слова могут иметь каждая свое окончание: школ-а-интернат, в школ-е-интернат-е; Царевн-а-лягушк-а, о Царевн-е-лягушк-е. Но чаще они имеют только одно общее окончание: к оригинал-макет-у, о генерал-майор-е. Фактически при неполном сращении получаются сложносоставные слова из равноправных или неравноправных частей.

При лексико-синтаксическом сложении также возможно использование морфологического приема – добавления суффикса одновременно со сложением основ: пятикласс-ник, трехтом-н-ый.

Многие модели синтаксического сложения являются продуктивными.

3. При условно-фонетическом способе новое слово также образуется из словосочетаний, но собирается в единое целое по частям из слогов или звуков. Слоги получаются из начальных частей слов или названий начальных букв (универмаг из универсальный магазин; МГУ – [эм-гэ-у]), звуки берутся из начальных звуков слов (вуз, завуч – из заведующий учебной частью). Последнее слово исходного словосочетания может использоваться целиком (зарплата из заработная плата).

Такие слова называются сложносокращенными, или аббревиатурами, а условно-фонетический способ – сложносокращенным.

Аббревиатуры значительно сокращают длинные названия, и тем они удобны, но не всегда новые слова оказываются легкими для произношения, а их смысл понятным. Аббревиатуры, как правило, недолго сохраняются в языке.

Аббревиация – достаточно новый, но распространенный и продуктивный способ словообразования во многих языках мира.

УПРАЖНЕНИЯ

Объясните, почему их так зовут:

1) Синеглазка; 2) Златовласка; 3) Белоснежка; 4) Черномор; 5) Мойдодыр; 6) Мальчик-с-пальчик; 7) Золушка; 8) Жар-птица; 9) Незнайка; 10) Людоед; 11) Конек-Горбунок; 12) Снегурочка; 13) Дед Мороз; 14) Красная Шапочка.

Какие из этих слов сложные? Какими способами они образованы? У каких еще сказочных героев имена построены на основе словосложения?

Вспомните, как называли себя жители сказочного теремка:

– Кто-кто в теремочке живет?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка!
– Я, зайчик-побегайчик!
– Я, лисичка-сестричка!

Каким способом образованы их названия?

Вспомните, как называются в сказках волшебные предметы:

скатерть, сапоги, шапка, ковер, цветик, гусли, меч.

Почему они так названы? Какие из названий – сложные слова?

Из истории слов

КОЛОБОК – это не сложное слово, оно образовано с помощью уменьшительного суффикса -ок от не сохранившегося слова колоб – ‘маленький круглый хлебец’. Древнерусское слово коло, от которого произошло колоб, значит ‘круг’; его корень сохранился также в словах около, кольцо, колесо.

КОЛОКОЛ – в этом слове повторяется древний, по-видимому, звукоподражательный корень кол- (коло-), не связанный со значением ‘круг’. Слово построено так же, как бум-бум, дзинь-дзинь, но сейчас его части уже срослись в единый корень. Аналогично устроено название другого ударного музыкального инструмента: тамтам.

Объясните, что означают следующие названия людей по роду их деятельности:

кашевар, дровосек, следопыт, трубочист, зверобой, свинопас, брадобрей, костоправ, мореход, рыболов, полководец, воевода, летописец, водовоз, стеклодув, солевар, каменотес, сталевар, мукомол, звездочет, воздухоплаватель.

Постарайтесь для объяснения значения использовать корни сложного слова. Образец: брадобрей – тот, кто бреет бороды.

4А. Для выделенных слов попытайтесь подобрать более современные названия, например: брадобрей – парикмахер.

Сравните старые и новые названия (устно). Значение старого названия часто оказывается более конкретным и узким, значение нового – более общим и широким: парикмахер – тот, кто стрижет волосы и делает прически и мужчинам, и женщинам, и детям.

. Слово зверобой построено с нарушением морфологического правила. В чем состоит нарушение? Есть ли здесь еще слова с этим нарушением?

Из истории слов

ПАРИКМАХЕР – по происхождению это тоже сложное слово. Оно сложено в немецком языке из двух слов: Perucke – «парик» и Macher – «мастер». Из немецкого оно заимствовано в XVIII в. русским языком, где считается простым словом.

Словосложение – распространенный способ образования новых слов во многих языках. Этим способом образованы, например, в английском языке слова:

СПОРТСМЕН, БИЗНЕСМЕН – с общей основой men – «человек» и частями sport – «спорт» и bisness – «дело».

ЧАРОДЕЙ, ЗЛОДЕЙ– это по происхождению также сложные слова с общей основой -дей-, производной от глагола деть – «делать». От него произошли также слова действие, дело, деяние. Чародей – буквально «делающий чары», т.е. колдовство, волшебство, злодей – «делающий зло». Особые гадальные чаши на Руси назывались чары; возможно, «колдовство» – это переносное значение.

Сложное слово – это целая картинка, наглядно представляющая ситуацию с помощью двух образов. На основе этих образов и производится наименование. Но ним можно представить и саму картинку.

Вспомните, как называют людей по качествам и привычкам. Объясните, как вы понимаете следующие наименования:

лежебока, лизоблюд, домосед, лоботряс, белоручка, дармоед, живодер, тугодум, молокосос, водохлеб, сладкоежка, живоглот, пустомеля, буквоед, душегуб, зубоскал, верхогляд, крючкотвор, губошлеп, крохобор, очковтиратель, щелкопер, чистоплюй, сорвиголова, вертихвостка.

Используйте объяснительные схемы: Тот, кто (делает что-то / чем-то / как-то). Тот, у кого (что-то какое-то).

Обратите внимание! Слова с окончанием – общего рода, т.е. могут относиться к лицам и мужского, и женского пола (кроме вертихвостка с суффиксом женского рода -к-).

Из истории слов

РОТОЗЕЙ – образовано из основы -рот- и основы -зей-, которую производят от не сохранившегося зети – «зиять, раскрываться», от которого произошли зев, зевать. Ротозей буквально значит «тот, у которого раскрывается рот».

ГОРЕМЫКА – тоже сложное слово со значением «тот, кто горе мыкает». У мыкать исходное значение – «двигать, гнать, бросать», мыкаться – значит «беспорядочно двигаться из стороны в сторону, скитаться, испытывая нужду». Тот, кто «мыкает» горе, – значит, живет в нужде.

ТУНЕЯДЕЦ – первоначально сложное слово, образованное сращением не сохранившегося наречия туне – «напрасно, даром» (сравните: втуне) и существительного ядец – «любитель поесть» от яд – в значении «еда». Тунеядец означает то же, что и дармоед – «даром едящий, любитель даром поесть».

6. Перекати-поле и сорвиголова

Некоторые слова образуются сложением повелительной формы глагола с существительным. Это – словосложение по типу сращения. В этих словах нет законной соединительной гласной, но сохраняется глагольное . Как правило, такие слова пишутся слитно (исключение – перекати-поле, пример неполного сращения).

Вспомните слова, образованные по этой модели:

сорвиголова, горицвет, вертишейка, горихвостка, вертихвостка, держиморда, перекати-поле, скопидом.

Кого или что обозначают эти наименования?

Из истории слов

СПАСИБО – это слово получилось из словосочетания спаси Бог! (устойчивая форма благодарения) сращением основ и отпадением конечного согласного (произносилось [х]).

Некоторые славянские имена также образованы словосложением. Морфологическим сложением образованы имена Ярослав (от ярый – «горячий, яркий»), Вячеслав (от вячий – «вящий, больший»). А имя Владимир (древнерусское Володимер) – от славянской основы со значением «владеть» и не сохранившейся основы мер, связанной с древнегерманским mar – «великий, славный» (сравните немецкое имя Вальдемар, Вольдемар), – уже позднее переосмыслено как сращение глагольной формы и существительного мир. Такое переосмысление называют народной этимологией.

Иностранные имена тоже нередко строятся на основе словосложения, например, арабское Абдулла означает «раб Бога», испанское Розамунда – «роза мира».

Названия городов тоже могут быть сложными словами. Так, сращением образованы названия Новгород, Ленинград, Петербург, Ставрополь. Вторая основа у них – город – по-старославянски, по-немецки и по-гречески.

Выпишите из списка по порядку названия: 1) зверей, 2) птиц, 3) рыб, 4) насекомых, 5) растений, отдельно выпишите названия грибов. Постарайтесь объяснить названия, используя схему: Тот (та), кто . , Тот (та), у кого . .

Носорог, сороконожка, лирохвост, шелкопряд, муравьед, мухоловка, перекати-поле, утконос, буревестник, волкодав, долгоносик, красноперка, водомер, сыроежка, трясогузка, мать-и-мачеха, землеройка, козодой, толстолобик, горицвет, не-тронь-меня, зимородок, мухомор, горихвостка, чертополох, короед, иван-чай, трын-трава, водоросли, тысячелистник.

Какие слова не укладываются в схемы?

Из истории слов

МЕДВЕДЬ – общее для всех славян переименование зверя, которое означает «едящий мед, медоед» и образовалось сращением основ —меду- и —ед-, при этом из у получилось в.

ЛЕОПАРД – в основе этого слова лежит латинское сложное слово, образованное из leo – «лев» и pardus – «тигр».

ДИКОБРАЗ – образовано в русском языке от сложного прилагательного дикообразный – «выглядящий дико», «дикого вида».

ВИНОГРАД – первоначально означало «винный сад», что видно из сохранившегося устойчивого сочетания сад-виноград. Образовано в старославянском языке по модели германского слова wingart.

Выпишите из списка сначала названия транспортных средств, потом приборов и механизмов:

Вездеход, водопровод, ледоруб, самокат, мышеловка, самовар, дырокол, снегоход, паровоз, кофемолка, землечерпалка, пылесос, вертолет, стеклорез, луноход, маслобойка, громоотвод, самолет, зубочистка, пароход, самосвал, мусоропровод.

Попробуйте объяснить названия, используя схемы: То, что . , То, чем . , То, на чем . .

. Придумайте название тому прибору (механизму, средству транспорта), который вы хотели бы изобрести.

Из истории слов

ПАРОХОД – так вначале был назван паровоз. Очевидно, описательная схема «то, что ходит посредством пара» приложима к обоим видам транспорта.

ВЕЛОСИПЕД – это слово заимствовано в XIX в. из французского языка, в котором оно было образовано из латинских основ velox, velocis – «быстрый» и pes, pedis – «нога». Велосипед буквально означает «быстроногий» («тот, у кого быстрые ноги»).

АВТОМОБИЛЬ – это слово также заимствовано из французского языка вместе с изобретением. Французское automobile образовано сложением основ двух слов: греческого autos – «сам» и латинского mobilis – «движущийся, подвижный».

МОПЕД – это слово образовалось в современном русском языке своеобразным способом: из сочетания мото велосипед (= моторизованный велосипед) были взяты первый и последний слоги. Мопед – сложносокращенное слово.

Как видно, для наименования изобретений во всем мире широко используются латинские и греческие основы. В русском языке тоже много слов с такими элементами: авто (сам), аудио (звук), аэро (воздух), вело (быстрый), видео (видимый), кино (заимствовано из нем. Kino), космо (Вселенная), мото (движение), микро (малый), стерео (пространственный), теле (далекий), термо (горячий), фото (свет), электро и другие. Сложные слова с такими частями пишутся слитно. Слитно пишется также элемент авиа (сокращение от авиация). Второй частью может быть как иностранная (мобиль, —метр, —фон, —скоп, —грамма, —граф и другие), так и русская основа (например, фото + выставка, электро + печь).

Вспомните как можно больше сложных слов, относящихся к технике, в составе которых используются латинские и греческие основы.

Латинские и греческие корни используются для наименования наук и научных областей исследования. Второй частью таких слов обычно являются греческие основы -лог- (от логос – «слово»), и -граф- (от графо – «пишу»), первая часть обозначает предмет науки: био- – «жизнь», гео- – «земля», а целостное значение наименованию придает суффикс -иj-, например, биология – «слово (наука) о жизни», география – «наука о поверхности земли».

Вспомните как можно больше подобных наименований. На русской основе названия наук – областей знания – создаются с помощью основ —знание, —ведение, например, языкознание, естествознание, литературоведение).
Попытайтесь для иноязычных наименований привести (или составить) соответствующие русские.

Из истории слов

ФИЛОЛГИЯ – это слово устроено иначе, чем большинство названий наук. Первая его основа происходит от греческого филео- – «люблю». Филология – буквально «любовь к слову».

БИОГРАФИЯ – а это слово вообще не обозначает науку, а означает «описание жизни» – «жизнеописание».

11А. Выпишите сначала названия природных явлений, названия местности и природных объектов:

снегопад, солнцеворот, плоскогорье, землетрясение, водоворот, мелководье, ледоход, звездопад, гололед, редколесье, небосвод, ледостав, суховей, лесостепь, листопад, бурелом, сухостой, водопад, полнолуние, равноденствие, солнцепек.

Объясните значения сложных слов, используя описательные схемы: для явлений – То, когда. , для местности и природных объектов – То, где.

11Б. Календарь. Посмотрите, какими названиями характеризовали на Руси календарные месяцы: сентябрь – златолист, листопадник; октябрь – листопад; ноябрь – полузимник, листогной; февраль – вьюговей, бокогрей; март – зимобор; апрель – снегогон, водолей; июнь – скопидом, хлеборост, разноцвет, светозар; июль – сенозарник; август – хлебосол, разносол, припасиха-собериха, густоед.

Из истории слов

ЛУКОМОРЬЕ – древнерусское слово, образованное сложением и суффиксацией на основе словосочетания лука («изгиб, излучина») моря и означающее изгибающийся берег моря.

ПОЛОВОДЬЕ – также образовано сложносуффиксальным способом на основе словосочетания полая вода – «открытая вода».

Выпишите сначала названия занятий людей, их времяпрепровождения, затем названия их качеств:

чаепитие, честолюбие, путешествие, простодушие, хоровод, рукоделие, милосердие, сенокос, равнодушие, пустословие, легкомыслие, своеволие, мордобитие, самолюбие.

Объясните их значение. К каким из них подходит описательная схема: То, когда. ?

Выпишите сначала признаки, относящиеся к внешности людей, потом к характеру, потом признаки, описывающие животных:

синеглазый, долговязый, любопытный, короткошерстный, вислоухий, широкоплечий, твердолобый, мягкотелый, низкорослый, великодушный, миролюбивый, полоумный, длиннохвостый, добродушный, остромордый, легкомысленный, белобрысый, курносый, лопоухий, самостоятельный, сумасшедший.

Объясните их значения, используя схему Такой, у кого. Такой, кто.

13А. Опишите свою внешность. Опишите свою или знакомую собаку или кошку.

Вам, наверное, известны мифические существа: дракон, кентавр, сфинкс, козерог, единорог. В Подземной стране А.Волкова водились шестилапые (читай: А.Волков. Семь подземных королей), в «Винни-Пухе» – Слонопотам. Попробуйте придумать свое сказочное существо: дайте ему название, опишите его внешность и характер, используя сложные слова, существующие в русском языке и составленные вами.

Из истории слов

ЛОПОУХИЙ – образовано морфологическим сложением не сохранившегося слова лоп – «лист» (ср. лопух) или лопа – «лапа, ладонь» и ухо. Буквально означает: «с ушами, похожими на ладонь, лист».

ДОЛГОВЯЗЫЙ – образовано морфологическим сложением двух основ: долгий – «длинный» и вязы – «шея» (такое слово сохранилось в диалектах). Буквально означает «длинношеий».

БЕЛОБРЫСЫЙ – образовано на основе словосочетания бела(я) бры («бровь») и суффиксации. Исходное значение – «белобровый».

КУРНОСЫЙ – первоначально корноносый – «коротконосый» от не сохранившегося корний – «короткий» (ср. корнать – «обрезать»).

С основой душа существует много сложных слов:

просто-
равно-
велико-
мало-
тще-
благо-
двое-
прямо-
едино-

Многие из них пришли к нам из старославянского языка, где были построены по модели греческих слов.

Образуйте эти сложные слова и попробуйте объяснить различия в их значениях.

Первой основой сложного слова может быть основа числительного – порядкового, количественного или собирательного.

Сложные слова, образованные от порядковых и собирательных числительных, строятся по модели морфологического сложения – т.е. с соединительной гласной о/епервоцвет, третьеклассник, троекратный. По этой же модели строятся сложные слова с количественными числительными один, девяносто, сто, тысяча: одноэтажный, стограммовый, тысячелистник.

Сложные слова, образованные от остальных количественных числительных, образуются иначе – лексико-синтаксическим сложением:

сращением в исходном словосочетании формы родительного падежа числительного с основой существительного (и обычно с добавлением суффикса):

(крокодил) пяти метров длины => пятиметровый (крокодил),

(роман) из трех томов => трехтомный (роман).

1-классник, 2-классник, 3-классник, 4-классник, 5-классник, 2-годник, 10-томник, 100-метровка, 50-летие, 90-летний, 80-летний, 40-летний, 1-этажный, 4-этажный, 1-кратный, 2-кратный, 3-кратный, 4-угольник, 5-угольник.

Какие основы использованы в этих словах? В каких словах возможны две разные основы?

Из истории слов

Число «3» входит в сложные слова в разных формах. Во-первых, существует ряд слов, образованных сложением с основой тре- (от не сохранившегося наречия тре – «трижды»): треугольник, трезубец, треножник, треух, трезвон, треволнение.

Во-вторых, сращением со словом три образованы числительные тринадцать, тридцать, триста, а также некоторые другие слова: Тригорское (от «три горы»), тридесятое (царство), втридорога.

Обе эти модели непродуктивны. Зато продуктивна модель с основой трех – формой родительного падежа числительного три (трехдневный, трехсложный, трехведерный).

Сложные слова с количественным числительным два также образуются от разных основ: дву- и двух-: двуглавый и двухголовый, двуличный и двухместный. Основа дву – это тоже форма родительного падежа, но только для парных предметов (т.е. предметов, нормально существующих в паре).

2-главый орел, 2-головый теленок, 2-ногие существа, 2-колесный велосипед, 2-сторонние переговоры, 2-кратный чемпион, 3-кратный чемпион, 3-кратное «ура!», 3-угольник, 4-угольник, 4-классник, 2-властие, 2-недельные тр_волнения, 3-значное число.

Вспомните как можно больше овощей и фруктов и возьмите от каждого половину. Что у вас получится?

Правило. Числительное пол пишется слитно с существительным в форме родительного падежа. Через дефис пишется пол-:

1) перед гласной: пол-яблока;
2) перед л: пол-лимона;
3) перед заглавной буквой: пол-Москвы

– то есть тогда, когда иначе не напишешь! (Неудобно к строчной букве присоединять заглавную; в других случаях слитное написание меняет произношение. Проделайте эксперимент: представьте, что эти слова написаны без дефиса. Как бы вы их прочли?)

Из истории слов

ПОЛТОРА – результат сращения пол и втора (т.е. второго).

Подберите сложные слова к заданным морфемным структурам («скелетам» слова):

Обратите внимание! В третьей модели – одновременное сложение корней и добавление суффикса (хлеб + о + паш + ец), в пятой суффикс добавляется к существующему сложному слову (зубоскал – зубоскаль + ство), в шестой происходит сложение слова и корня (градо + начальник).

Найдите в текстах все сложные слова. Определите способы, которыми они образованы.

1) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.

2) Глубокоуважаемый вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?

3) В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели. (Читай: Дж. Ролинг. Гарри Поттер и тайная комната.)

4) В НИИЧАВО (научно-исследовательском институте чародейства и волшебства) понедельник начинался в субботу, потому что опыты по волшебным превращениям были интереснее обычного воскресного времяпрепровождения. (Читай: А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу.)

5) Космические пираты Весельчак У и Крысс примчались из будущего в поисках новоизобретенного аппарата, помогающего слышать чужие мысли, – миелофона. Этот аппарат шестиклассник Коля, путешествуя во времени, случайно унес с собой в XX век. (Читай: Кир Булычев. 100 лет тому вперед.)

6) Благородный рыцарь Дон Кихот путешествовал по дорогам Испании в поисках приключений со своим верным оруженосцем Санчо Пансой. Не умея отличить вымысел от реальности, Дон Кихот сражался с ветряными мельницами, и злоключения преследовали его. (Читай: М. де Сервантес. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский.)

Почти все городские учреждения, организации и предприятия имеют дополнительные сложносокращенные названия. Они часто употребляются в речи, а иногда встречаются и на вывесках. Вспомните вывески, которые вы читаете на улицах города. Время проходит, названия делаются непонятными, вывески меняются. Попытайтесь объяснить, как устроены следующие – старые и современные – названия.

Универмаг, Союзпечать, канцтовары, промтовары, универсам, химчистка, культтовары, сбербанк, детсад, ЖЭК, ДЭЗ, ГАИ, Главпочтамт, сельхозпродукты, военкомат, стройматериалы, шиномонтаж, НИИ, МГУ, ТЮЗ, ГАБТ, ДК.

Попробуйте сочинить свою сказку (игру). Для этого можно использовать схему:

1) Определите место действия (волшебную или реальную страну, край. дом).
2) Выберите или сочините имя сказочного героя (какое?).
3) Отправьте его в путешествие (куда?).
4) Определите цель путешествия (зачем?).
5) Выберите волшебные средства (с помощью чего?).
6) Выберите помощников (зверей, птиц), сведите их с героем (с помощью кого. как?).
7) Определите злодеев и друзей (кого?), дайте им имена (какие?).
8) Придумайте препятствия и испытания в путешествии главного героя (какие?).
9) Придумайте хороший конец, в котором главный герой добивается цели (каким образом?) и получает награду (какую?).
10) Можете придумать и волшебное заклинание (против чего? какое?).
11) Можно нарисовать картинку, например, такую:

Источник статьи: http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200204402

Упражнение 135 — Русский язык 6 класс. Рыбченкова, Александрова. Учебник часть 1

Вопрос

Прочитайте текст и определите его тип. Придумайте и запишите заглавие.

Чтение этим..логических словарей русского языка — дело не только инт..ресное и увл..кательное, но и полезное.
Прежде всего этим..логические словари ра..крывают тайны происх..ждения слов, особенно древних, которые уже утратили свою образность и прзрач(?)ность формы. Например, кто сейчас помн..т, что современное слово лебедь, как и слово лебеда, во..ходит к латинскому albys, что значит «белый», что слово негодяй произошло от существовавшего когда-то слова годяй (что значит «годный», «годящийся») и перв..начально обозн..чало человека, не годящегося к военной службе?
Но очень важно и другое: этимологические словари помогают разобраться в правописании слов и, значит, лучше усвоить орфографию. Читая этимологические словари русского языка, можно, например, узнать, что в корне слова воспитатель буква и пишется потому, что это слово образовано от древнего глагола питати, что значило «кормить» (воспитатель кормил, вскармливал ученика), а в слове племянник гласная е объясняется связью со словом племя.

  • Выполните задания.
А Б
1. Подумайте, в каком предложении текста выражена его главная мысль. Запишите это предложение. 1. В каких утверждениях автора содержится обоснование главной мысли текста? Выпишите соответствующие предложения.
2. Выпишите из текста сложные слова, укажите, каким способом они образованы. 2. Выпишите из текста слова с приставками, оканчивающимися на з/с, объясните их написание.
3. Спишите первые два абзаца, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание. 3. Перепишите последний абзац, графически обозначая в словах известные вам орфограммы.
4. Опираясь на текст и используя другие материалы параграфа, расскажите о том, для чего нужны этимологические словари.

Подсказка

Объясним правописание слов:

  • этим о лог ических, перв о начал ьно — соединительная гласная;
  • интересное — словарное слово;
  • у влек ательное (увлечь), проис хожд ение (происхо́дит), обо знач ало (значит) — проверяемая гласная;
  • рас к рывают, вос х одит — правописание приставок на -з, -с;
  • помн ит (2-е спр.) — правописание окончаний глагола.

Источник статьи: http://budu5.com/gdztask/view/36099

Сложные слова и их правописание

  1. Проверить правила о сложных словах, алгоритм написания этих слов.
  2. Проверить умения находить и составлять сложные слова.
  3. Развивать:
    – коммуникативные навыки через работу в парах;
    – умения самоорганизации, самооценки.

Оборудование: таблички со словами, магнитные буквы, кроссворд.

I. Организация класса на работу.

П. Сообщение темы и цели урока.

– Начинаем урок русского языка по теме. По какой теме?

– Вспомним наш первый урок. Какой план работы мы с Вами составили?

  1. Узнать, что такое сложные слова. (Сложные слова – ?)
  2. Правописание сложных слов.
  3. Алгоритм (памятка) работы по правописанию сложных слов.
  4. Тренируемся.
  5. Подводим итоги.

– Сегодня мы будем подводить первые итоги: проверим наши знания и умения. Работать будем в парах сменного состава.

– Как всегда, сначала повторим теорию. 11сред Вами проверочные и копiрольные раСниы.

Первое задание: Прочитать задание (хором). Все понятно.

– Поставили себе оценку. Открыли памятки и проверили.

IV. Проверка умения находить сложные слова и их правописание.

а) Сейчас мы проверим, как умеем находить сложные слова. Карточка № 2. Работаем в парах.

А в сложных словах что зачеркиваем?

Карточка № 2.
Выпиши только сложные слова. Выдели корни.
садовый перелесок
садовод лесовод
разрубить лесничий
лесоруб пешеход
мясорубка переход
Выпиши только сложные слова. Выдели корни.
волновался самокат
волнорез походный
рыбный скороход
рыболов
самовар

– Сделали. Оцепили свою работу в парах.

– Проверяем цепочкой. (Дети называют слово, а учитель – табличку на доску).

б) Правописание соединительной гласной в сложных словах.

– Теперь работаем по карточке № 3. Что будем делать? (Вставить соединительную гласную).

– По карточке работаем самостоятельно, а проверяем друг друга, в парс ставим оценку.

№ 1 № 2
№ 4 № 3
водопад
камнепад
лежебока
белоручка
мореплаватель
путепровод
ледоход
землекоп
садовод
пешеход

Определи, какую букву необходимо писать на месте пропуска.

пут_провод
лед_ход
земл_коп
пеш_ход сад_вод

Определи, какую букву необходимо писать на месте пропуска.

вод_под
камн_пад
леж_бока
бел_ручка
мор_плаватель

А теперь меняемся местами № 3 и № 4.

Чья пара составит как можно больше сложных слов с данными корнями. Выделить корни. Подчеркнуть соединительную гласную.

. вод
садовод
лесовод
пчеловод
животновод
полевод
сам.
самосвал
самокат
самолет
самовар
самоделкин
Карточка № 4.
Запиши сложные слова с данными корнями. Выдели корни.
Подчеркни соединительную гласную.
. вод сам.
. вод сам.
. вод сам.
. вод сам.
. вод сам.

вод.
водохранилище
водолаз
водосток
водоканал
водонос
. пад
листопад
камнепад
снегопад
водопад
звездопад
шишкопад

Карточка № 5.
Запиши сложные слова с данными корнями. Выдели корни.
Подчеркни соединительную гласную.
вод. . пад
вод. . пад
вод. . пад
вод. . пад
вод. . пад

– Пришло время игры. Одни играют в игру “Перекресток”, а другие должны отгадать сложное слово. Не думайте, что задание легкое. Надо быть внимательным

Проверка: слово из кроссворда, слово из предложения.

  1. Человек низкого роста
  2. Человек, который любит узнавать новое
  3. Человек, у которого добрая душа____________
  4. Жук, поедающий кору деревьев___________
  5. Кастрюля, которая быстро варит __________
  6. Поток воды, падающий с большой высоты
  7. Аппарат, который сам летает по воздуху _________

– Запишите слова по горизонтали.

  1. Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез)
  2. Судно, приводимое в движение паровым двигателем. (Пароход)
  3. Большой чайник. (Самовар)
  4. Русская народная игра – пляска. (Хоровод)
  5. Лес. поваленный бурей. (Бурелом)
  6. Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. (Самотек)
  7. Огнестрельное оружие. (Пулемет)
с з
а о
м в
о
р л
а е
п т

А) Со сложными словами мы сегодня не прощаемся. С ними будем работать еще не один раз. Понравились Вам сложные слова?

Я могу себе поставить за задания оценку _____, потому, что.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/577739

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *