Меню

11 подопечных территорий получили независимость в ходе работы такого органа оон как

2.5. Совет по Опеке.

Совет по Опеке ООН действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке. Он разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса, а также прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. Из первоначальных 11 подопечных территорий десять в ходе работы Сове­та получили независимость: Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда, Бурунди, Объединенная Республика Танзания, Самоа, Науру и Папуа-Новая Гвинея. На его рассмотрении осталась только одна — Тихоокеан­ские острова (Микронезия), — находящаяся под уп­равлением США. В ведении Совета по опеке еще находится Республика Палау.

Поскольку работа Совета по Опеке в основном завершена, в правила его процедуры были внесены соответствующие изменения, с тем чтобы он мог проводить свои заседания лишь в тех случаях, когда того потребуют обстоятельства. Недавно Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан предложил государствам-членам преобразовать Совет в форум для осуществления их коллективной опеки над окружающей средой планеты, а также для того, чтобы он служил связующим звеном между Организацией Объединенных Наций, государственным и частным секторами и добровольцами.

Совет по Опеке состоит в настоящее время из 5 членов (Россия, США, Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке.

2.6. Секретариат оон.

Секретариат ООН это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы

Секретариат проводит оперативную и административную работу Организации Объединенных Наций в соответствии с указаниями Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов. Его возглавляет Генеральный секретарь, который набирает штат сотрудников, необходимых для работы Организации, и обеспечивает общее административное руководство.

В настоящее время Секретариат состоит из девяти департаментов и ряда управлений, в которых работают 8700 человек почти из 160 стран мира. Помимо Центральных учреждений, расположенных в Нью-Йорке, в Женеве, Вене и Найроби имеются отделения Организации Объединенных Наций.

Содержание работы Секретариата:

•осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности;

•организация и проведение международных кон­ференций по проблемам мирового значения;

•составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем;

•подготовка исследований по таким вопросам, как разоружение, развитие, права человека;

•устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации.

Источник статьи: http://studfile.net/preview/5797107/page:4/

Международная система опеки

В 1945 году в соответствии с главой XII Устава Организации Объединенных Наций была создана Международная система опеки для управления подопечными территориями, находящимися под отдельными соглашениями с управляющими ими государствами.

В соответствии со статьей 77 Устава, Международная система опеки распространяется на:

  • территории, находящиеся под мандатами, установленными Лигой Наций после Первой мировой войны;
  • территории, отторгнутые от вражеских государств в результате Второй мировой войны; и
  • территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление.

На основании статьи 76 Устава основные задачи Международной системы опеки, в соответствии с целями Организации Объединенных Наций, состоят в том, чтобы: способствовать политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости; и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии, и признание взаимозависимости народов мира.

В целях контроля за управлением подопечными территориями и обеспечения того, чтобы ответственные за управление правительства принимали надлежащие меры, с тем чтобы подготовить их к достижению целей Устава, Организация Объединенных Наций учредила Совет по Опеке в соответствии с главой XIII Устава.

В соответствии с Уставом Совет по Опеке уполномочен изучать и обсуждать доклады управляющего органа (согласно статье 87 Устава) о политическом, экономическом и социальном прогрессе и прогрессе в области образования народов подопечных территорий; рассматривать петиции от территорий; и осуществлять поездки на территории со специальными миссиями.

В первые годы существования Организации Объединенных Наций 11 территорий были включены в международную систему опеки (подробную информацию см. ниже)

Все 11 территорий либо стали независимыми государствами, либо добровольно присоединились к независимым соседним странам. Последняя подопечная территория — Подопечная территория Тихоокеанские острова (Палау) под управлением Соединенных Штатов — изменила свой статус в 1993 году. Совет Безопасности прекратил действие Соглашения об опеке Организации Объединенных Наций в отношении этой территории в 1994 году, после того как в результате плебисцита 1993 года она выбрала свободную ассоциацию с Соединенными Штатами. Палау обрела независимость в 1994 году, вступив в Организацию Объединенных Наций в качестве ее 185-го государства-члена. В повестке дня Совета по Опеке не осталось вопросов ни по одной территории, в результате чего 1 ноября того же года Совет приостановил свою деятельность.

На сегодняшний день Совет по Опеке продолжает существовать в качестве органа Организации Объединенных Наций и проводит заседания по необходимости.

*В резолюции 2865 (XXVI) от 20 декабря 1971 года Генеральная Ассамблея постановила, что в соответствии с ясно выраженным стремлением народов территорий, территория Папуа и подопечная территория Новая Гвинея отныне будет называться для целей Организации Объединенных Наций «Папуа — Новая Гвинея».

Источник статьи: http://www.un.org/dppa/decolonization/ru/history/international-trusteeship-system-and-trust-territories

Деколонизация

В 1945 году, когда была основана Организация Объединенных Наций, на территориях, находившихся в колониальной зависимости, проживали порядка 750 миллионов человек, что составляло почти треть населения мира. Сегодня на 17 несамоуправляющихся территориях проживают менее 2 миллионов человек. Волна деколонизации, начавшаяся с появлением ООН, изменила облик планеты и стала первым грандиозным успехом Организации.

В результате деколонизации, многие территории обрели независимость и стали членами ООН.

В соответствии с Уставом ООН была учреждена Международная система опеки. Подтверждая принцип самоопределения, Устав описывает ответственность государств за территории, находящиеся под их управлением, как «священный долг», при исполнении которого интересы населения таких территорий имеют первостепенное значение.

Совет по Опеке

В качестве одного из главных органов ООН был учрежден Совет по Опеке. Его задача заключалась в контролировании ситуации на 11 конкретных подопечных территориях, в отношении которых с управляющими государствами были заключены отдельные соглашения. Эти территории либо находились под официальным управлением на основании мандата, выданного Лигой Наций, либо были отделены от стран, потерпевших поражение во Второй мировой войне, либо добровольно вошли в состав системы стран, находящихся под внешним управлением.

Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам

В 1960 году в ходе процесса деколонизации Генеральная Ассамблея приняла эпохальную Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Декларация подтвердила право всех народов на самоопределение и провозгласила необходимость скорейшего и безоговорочного искоренения колониализма. Два года спустя был учрежден Специальный комитет по деколонизации для контроля за осуществлением Декларации.

В 1990 году Ассамблея провозгласила Международное десятилетие за искоренение колониализма (1990–2000 годы), которое включало в себя конкретный план действий. В 2001 году было провозглашено Второе Международное десятилетие за искоренение колониализма, окончание которого совпало с 15-й годовщиной принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Одновременно Генеральная Ассамблея объявила период с 2011 по 2020 год Третьим Международным десятилетием за искоренение колониализма.

В 2020 году Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 75/123, объявив период с 2021 по 2030 год Четвертым Международным десятилетием за искоренение колониализма.

За время, прошедшее с момента создания Организации Объединенных Наций, независимость обрели 80 бывших колоний. Сюда входят все 11 подопечных территорий, которые добились самоопределения посредством провозглашения независимости или свободной ассоциации с независимым государством. Специальный комитет продолжает следить за ситуацией на оставшихся 17 территориях, стремясь содействовать достижению их деколонизации.

Источник статьи: http://www.un.org/ru/global-issues/decolonization

Совет по Опеке

Статус

Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Справочная информация

При создании международной системы опеки Уставом был учрежден Совет по Опеке в качестве одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки. Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.

Функции и полномочия

В соответствии с Уставом Совет по Опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.

В начале каждой сессии Совет по Опеке избирает Председателя и заместителя Председателя из числа представителей членов Совета. Председатель и заместитель Председателя занимают свои должности до избрания их соответствующих преемников на срок не более пяти лет. На своей семьдесят второй сессии в 2019 году Совет по Опеке избрал Анну Оуэн (Франция) своим Председателем, а Джонатана Ги Аллена (Соединенное Королевство) — заместителем Председателя. Совет по Опеке соберется на очередную сессию в ноябре 2021 года.

Материалы и документация

Ежегодный библиографический справочник по работе и документации Совета по опеке ООН готовится Библиотекой имени Дага Хаммаршельда.

Посетите наши веб-сайты, посвященные вопросам деколонизации и деятельности ООН в этой области.

Источник статьи: http://www.un.org/ru/about-us/trusteeship-council

Перечень бывших подопечных и несамоуправляющихся территорий

Следующие территории были предметом соглашений об опеке Организации Объединенных Наций или были включены Генеральной Ассамблеей как несамоуправляющиеся. Даты указывают на год независимости или другие изменения в статусе территории, после которого информация более не представлялась Организации Объединенных Наций. Более подробные сведения, касающиеся Международной системы опеки и подопечных территорий, см. в разделе «Международная система опеки и подопечные территории». Текущий перечень несамоуправляющихся территорий см. в разделе «Несамоуправляющиеся территории».

Название после обретения независимости: Папуа — Новая Гвинея

Подопечная территория Науру [2]

Название после обретения независимости: Науру

Название после обретения независимости: Папуа — Новая Гвинея

Название после обретения независимости: Конго-Леопольдвиль, позднее –– Заир, ныне –– Демократическая Республика Конго [3]

Подопечная территория Руанда-Урунди

Название после обретения независимости:
Бурунди

Название после обретения независимости: Руанда

Французская Экваториальная Африка

Французская Экваториальная Африка

Название после обретения независимости: Чад

Название после обретения независимости: Габон

Название после обретения независимости: Конго (Браззавиль), ныне –– Республика Конго

Название после обретения независимости:
Центральноафриканская Республика

Французские владения в Индии

Название после обретения независимости:
Джибути

Французская Западная Африка

Французская Западная Африка

Название после обретения независимости:
Дагомея, ныне –– Бенин

Название после обретения независимости: Берег Слоновой Кости, ныне –– Кот-д’Ивуар

Название после обретения независимости:
Мавритания

Название после обретения независимости:
Сенегал

Название после обретения независимости:
Верхняя Вольта, ныне –– Буркина-Фасо

Название после обретения независимости: Гвинея

Название после обретения независимости: Мали

Название после обретения независимости: Нигер

Гваделупа и зависимые территории

Название после обретения независимости:
Камбоджа

Название после обретения независимости: Лаос, ныне –– Лаосская Народно-Демократическая Республика

Название после обретения независимости:
Вьетнам

Мадагаскар и зависимые территории

Название после обретения независимости:
Мадагаскар

Название после обретения независимости:
Коморские Острова

Название после обретения независимости:
Марокко

Название после обретения независимости: Вануату

Подопечная территория Камерун под французским управлением

Название после обретения независимости: Камерун

Подопечная территория Тоголенд под французским управлением

Название после обретения независимости: Того

Название после обретения независимости: Тунис

Подопечная территория Сомалиленд под итальянским управлением

Название после обретения независимости: Сомали (объединение с британским Сомалилендом)

Нидерландские Антильские острова

Название после обретения независимости: Индонезия

Нидерландская Новая Гвинея

Присоединилась к Индонезии; новое название: Ириан-Джая

Изменение статуса (название после обретения независимости в 1975 году: Суринам)

Подопечная территория Западное Самоа

Название после обретения независимости: Западное Самоа, ныне –– Самоа

Ангола, включая анклав Кабинда

Название после обретения независимости: Ангола

Архипелаг Острова Зеленого Мыса

Название после обретения независимости: Острова Зеленого Мыса, ныне –– Кабо-Верде

Гоа и зависимые территории

Макао и зависимые территории

Название после обретения независимости: Мозамбик

Название после обретения независимости: Гвинея-Бисау

Название после обретения независимости:
Сан-Томе и Принсипи

Название после обретения независимости:
Тимор-Лешти

Название после обретения независимости: Намибия

Название после обретения независимости: Экваториальная Гвинея

Название после обретения независимости: Южный Йемен, позднее –– Йемен (после объединения с Йеменской Арабской Республикой)

Антигуа (Подветренные острова)

Название после обретения независимости: Антигуа и Барбуда

Название после обретения независимости: Багамские Острова

Название после обретения независимости: Барбадос

Название после обретения независимости: Лесото

Название после обретения независимости: Ботсвана

Название после обретения независимости: Гайана

Название после обретения независимости: Сомали (объединение с подопечной территорией Сомалиленд под итальянским управлением)

Название после обретения независимости: Кипр

Доминика (Наветренные острова)

Название после обретения независимости: Доминика

Название после обретения независимости: Фиджи

Название после обретения независимости: Гамбия

Название после обретения независимости: Кирибати

Название после обретения независимости: Тувалу

Название после обретения независимости: Гана

Гренада (Наветренные острова)

Название после обретения независимости: Гренада

Название после обретения независимости: Ямайка

Название после обретения независимости: Кения

Название после обретения независимости: Мальта

Название после обретения независимости: Маврикий

Название после обретения независимости: Нигерия

Название после обретения независимости: Замбия

Название после обретения независимости: Малави

Название после обретения независимости: Сейшельские Острова

Название после обретения независимости: Сьерра-Леоне

Название после обретения независимости: Сингапур

Название после обретения независимости: Соломоновы Острова

Название после обретения независимости: Зимбабве

Сент-Китс-Невис-Ангилья (Подветренные острова)

Название после обретения независимости:
Сент-Китс и Невис (отдельно от Ангильи)

Сент-Люсия (Наветренные острова)

Название после обретения независимости:
Сент-Люсия

Сент-Винсент (Наветренные острова)

Название после обретения независимости:
Сент-Винсент и Гренадины

Название после обретения независимости: Свазиленд, ныне –– Эсватини

Название после обретения независимости: Тринидад и Тобаго

Подопечная территория Камерун под британским управлением

Северная часть присоединена к Нигерии

Южная часть присоединена к Камеруну

Подопечная территория Танганьика

Подопечная территория Тоголенд под британским управлением

Объединена с несамоуправляющейся территорией Золотой Берег, название после объединения: Гана

Название после обретения независимости: Уганда

Стала одним из штатов Соединенных Штатов

Стала одним из штатов Соединенных Штатов

Подопечная территория Тихоокеанские острова

Название после изменения статуса: Федеративные Штаты Микронезии, полностью самоуправляющаяся территория в свободной ассоциации с Соединенными Штатами

Название после изменения статуса: Маршалловы Острова, полностью самоуправляющаяся территория в свободной ассоциации с Соединенными Штатами

Название после изменения статуса: Северные Марианские острова в содружестве с Соединенными Штатами

Название после изменения статуса: Палау, полностью самоуправляющаяся территория в свободной ассоциации с Соединенными Штатами

[1] В своей резолюции 2865 (XXVI) от 20 декабря 1971 года Генеральная Ассамблея постановила, что в соответствии с ясно выраженным желанием народов территорий, территория Папуа и подопечная территория Новая Гвинея отныне будeт называться для целей Организации Объединенных Наций «Папуа — Новая Гвинея».

[2] Соглашение об опеке над Науру было представлено Австралией, Новой Зеландией и Соединенным Королевством и утверждено Генеральной Ассамблеей в резолюции 140 (II) от 1 ноября 1947 года. Науру находилось под управлением Австралии от имени Австралии, Новой Зеландии и Соединенного Королевства.

[3] На момент вступления в Организацию Объединенных Наций в 1960 году государство называлось «Заир»; 17 мая 1997 года его название было изменено на «Демократическая Республика Конго».

[4] Правительство Дании направило сообщение от 3 сентября 1953 года, в котором оно информировало Генерального секретаря о том, что в результате конституционной поправки, принятой 5 июня 1953 года, Гренландия стала неотъемлемой частью Королевства Дании с таким же конституционным статусом, как и другие части Дании, и что, вследствие этого изменения Конституции, датское правительство считает, что ответственность согласно главе XI Устава в отношении Гренландии более не действует, и поэтому постановляет прекратить передачу информации, предусмотренной в статье 73 (е) Устава (A/AC.35/L.155 и Corr.1). В резолюции 849 (IX) от 22 ноября 1954 года Генеральная Ассамблея, в частности, сочла, что информация, касающаяся Гренландии и предусмотренная статьей 73 (e) Устава Организации Объединенных Наций, впредь представляться не должна.

[6] В сообщении от 30 марта 1955 года правительство Нидерландов препроводило Генеральному секретарю конституционные положения, закрепленные в Хартии Королевства Нидерландов, обнародованной 29 декабря 1954 года (A/AC.35/L.206). В своей резолюции 945 (X) от 15 декабря 1955 года Генеральная Ассамблея, в частности, выразила мнение о том, что прекращение передачи информации, предусмотренной в статье 73 (е) Устава, в отношении Нидерландских Антильских островов и Суринама является обоснованным. В 1975 году Суринам обрел независимость.

[7] Восточный Тимор изначально находился под управлением Португалии и под контролем Индонезии в период с 1975 по 1999 год, обрел независимость в мае 2002 года и вступил в Организацию Объединенных Наций в сентябре 2002 года под названием «Тимор-Лешти».

[8] В своей резолюции 2145 (XXI) Генеральная Ассамблея, среди прочего, постановила, что Южная Африка не имеет больше права управлять территорией и что впредь управление Юго-Западной Африкой становится прямой обязанностью Организации Объединенных Наций.

[9] В 1963 году, после поступления в новую федерацию Сингапура, Сабаха (Северное Борнео) и Саравака, Малайская Федерация стала именоваться Малайзией. Сингапур обрел независимость в 1965 году.

[10] После ратификации 26 апреля 1964 года союзного договора между Танганьикой и Занзибаром Объединенная Республика Танганьики и Занзибара продолжила участвовать в работе Организации Объединенных Наций в качестве единого члена, изменив свое название на «Объединенная Республика Танзания» 1 ноября 1964 года.

[11] В сообщениях от 19 января и 20 марта 1953 года Соединенные Штаты проинформировали Организацию Объединенных Наций о вступлении в силу 25 июля 1952 года Конституции Пуэрто-Рико и, как следствие, о создании Содружества Пуэрто-Рико и заявили о том, что в результате этих конституционных изменений правительство Соединенных Штатов Америки прекращает передавать информацию, предусмотренную в статье 73 (е) Устава (A/AC.35/L.121). В резолюции 748 (VIII) от 27 ноября 1953 года Генеральная Ассамблея, в частности, сочла, что ввиду указанных обстоятельств Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий и соответствующие постановления главы XI Устава становятся неприменимыми к Содружеству Пуэрто-Рико, и сочла уместным прекращение передачи этой информации.

Источник статьи: http://www.un.org/dppa/decolonization/ru/history/former-trust-and-nsgts

Совет по опеке

Концепция опеки задумывалась основателями ООН в первую очередь для предотвращения послевоенных столкновений в связи с аннексией бывших подмандатных территорий, а также бывших колоний держав Оси. Эти территории должны были перейти под управление международных контрольных органов до окончательной деколонизации. Сначала Совет по опеке состоял из представителей 14 держав, причем общее число его членов должно было распределяться поровну между странами, управляющими и не управляющими подопечными территориями. После 1980 в Совет по опеке входит только пять постоянных членов, из которых США остаются единственным государством, имеющим колонии.

В Устав ООН включена Декларация о колониях, названных несамоуправляющимися территориями. В соответствии с положениями Декларации, колониальные власти обязывались передавать Совету по опеке информацию об экономических и социальных условиях, а также о состоянии образования на подлежащих их управлению территориях. Тем самым, в отличие от подмандатной системы Лиги наций, новая система опеки могла вводить минимум международного контроля над всеми общепризнанными колониями. Совет по опеке не имеет полномочий контролировать все формы колониальных отношений. Британский контроль над Гонконгом вообще не подлежал компетенции ООН, а проблема контроля США над Пуэрто-Рико постоянно блокировалась Вашингтоном.

По соглашению между управляющими государствами и ООН в систему опеки сначала были включены 11 подопечных территорий, но в большинстве случаев колониальные державы сами могли определять характер соглашений. Так, США настояли на том, чтобы острова в Тихом океане стали стратегическими подопечными территориями, подконтрольными Совету Безопасности. Отныне США могли наложить вето на любые изменения в системе управления островами. Условия такого рода соглашений были одобрены Генеральной Ассамблеей. Мощное представительство колониальных держав в Совете по опеке сказывалось на характере его рекомендаций (в первую очередь по поводу самоуправления на подопечных территориях), что время от времени вызывало критику в Генеральной Ассамблее. Надзор за несамоуправляющимися территориями осуществлял не столько сам Совет по опеке, сколько его отдельный орган – Комитет по информации о несамоуправляющихся территориях. Членство в нем строилось по образцу Совета.

Совет по опеке также имел возможность непосредственного контакта с подопечными территориями, включая рассмотрение петиций и жалоб их жителей. В этом отношении Совет коренным образом отличается от бывшей Лиги наций, которая могла осуществлять связь с подмандатной территорией лишь через посредника – страну-мандатария. Разумеется, Совет никоим образом не посягает на властные полномочия колониальных держав Запада. Каждые три года на подопечные территории присылаются инспекционные комиссии. В прошлом в их число входили представители стран «третьего мира», часто критиковавшие колониальные власти за то, что они слишком медленно готовят данные территории для введения самоуправления.

Совет по опеке – преемник подмандатной системы в рамках Лиги наций. В 1945 ООН сразу же предоставила большинству подмандатных территорий статус подопечных территорий. Исключения были сделаны для подмандатных территорий Ближнего Востока: Сирии, Ливана, Иордании и Палестины, которые, как предполагалось, вскоре должны были получить независимость. Кроме того, Южная Африка не разрешила превратить Юго-Западную Африку из подмандатной территории в подопечную. США взяли под свою опеку бывшие владения Японии в Тихом океане. В 1950 Сомалиленд, на который не распространялся статус подмандатной территории Лиги наций, стал подопечной территорией Италии. Великобритания продолжала управлять территориями Тоголенда и Камеруна (Восточного и Западного). Остальные части Тоголенда и обоих Камерунов находились под контролем Франции. Руанда-Урунди как подопечная территория осталась под управлением Бельгии. Науру и Новая Гвинея были вверены Австралии, а Новая Зеландия согласилась принять управление над Западным Самоа. В целом Совет по опеке установил контроль над 11 подопечными территориями, 7 из которых находились в Африке; их население составило 15 млн. человек. Таким образом, система опеки ООН сохранила многие черты преемственности с политикой Лиги наций.

В 1975 из 11 первоначальных подопечных территорий 10 получили независимость. Под контролем США все еще остаются острова Тихого океана (Микронезия). В 1957 Британский Тоголенд, который управлялся совместно с Золотым Берегом, вошел как составная часть в получившую независимость Гану. В 1960 Французский Тоголенд стал независимым Того, Французский Камерун – независимым Камеруном, а Итальянский Сомалиленд – независимым Сомали. Британский Камерун, управляемый совместно с Нигерией, разделился на две части, Северный Камерун объединился с Нигерией, а Южный Камерун в 1961 стал собственно Камеруном. В 1961 независимость получила Танганьика, а в 1962 – Западное Самоа. В 1962 Руанда-Урунди превратилась в два независимых государства, Руанда и Бурунди. В 1968 добилась независимости Науру; в 1975 Новая Гвинея вместе с соседним Папуа, с которым она совместно управлялась, объявили себя независимым государством Папуа – Новая Гвинея. В 1990 обрели независимость Федеративные государства Микронезии и Маршалловых Островов. В том же году Северные Марианские острова стали «свободно присоединившимся к США» государством. В 1994 получили независимость острова Палау.

Урок 7. Правовой статус Совета по опеке ООН

Источник статьи: http://in-inch.ru/sovet-po-opeke/

11 подопечных территорий получили независимость в ходе работы такого органа оон как

Концепция опеки задумывалась основателями ООН в первую очередь для предотвращения послевоенных столкновений в связи с аннексией бывших подмандатных территорий, а также бывших колоний держав Оси. Эти территории должны были перейти под управление международных контрольных органов до окончательной деколонизации. Сначала Совет по опеке состоял из представителей 14 держав, причем общее число его членов должно было распределяться поровну между странами, управляющими и не управляющими подопечными территориями. После 1980 в Совет по опеке входит только пять постоянных членов, из которых США остаются единственным государством, имеющим колонии.

В Устав ООН включена Декларация о колониях, названных несамоуправляющимися территориями. В соответствии с положениями Декларации, колониальные власти обязывались передавать Совету по опеке информацию об экономических и социальных условиях, а также о состоянии образования на подлежащих их управлению территориях. Тем самым, в отличие от подмандатной системы Лиги наций, новая система опеки могла вводить минимум международного контроля над всеми общепризнанными колониями. Совет по опеке не имеет полномочий контролировать все формы колониальных отношений. Британский контроль над Гонконгом вообще не подлежал компетенции ООН, а проблема контроля США над Пуэрто-Рико постоянно блокировалась Вашингтоном.

По соглашению между управляющими государствами и ООН в систему опеки сначала были включены 11 подопечных территорий, но в большинстве случаев колониальные державы сами могли определять характер соглашений. Так, США настояли на том, чтобы острова в Тихом океане стали стратегическими подопечными территориями, подконтрольными Совету Безопасности. Отныне США могли наложить вето на любые изменения в системе управления островами. Условия такого рода соглашений были одобрены Генеральной Ассамблеей. Мощное представительство колониальных держав в Совете по опеке сказывалось на характере его рекомендаций (в первую очередь по поводу самоуправления на подопечных территориях), что время от времени вызывало критику в Генеральной Ассамблее. Надзор за несамоуправляющимися территориями осуществлял не столько сам Совет по опеке, сколько его отдельный орган – Комитет по информации о несамоуправляющихся территориях. Членство в нем строилось по образцу Совета.

Совет по опеке также имел возможность непосредственного контакта с подопечными территориями, включая рассмотрение петиций и жалоб их жителей. В этом отношении Совет коренным образом отличается от бывшей Лиги наций, которая могла осуществлять связь с подмандатной территорией лишь через посредника – страну-мандатария. Разумеется, Совет никоим образом не посягает на властные полномочия колониальных держав Запада. Каждые три года на подопечные территории присылаются инспекционные комиссии. В прошлом в их число входили представители стран «третьего мира», часто критиковавшие колониальные власти за то, что они слишком медленно готовят данные территории для введения самоуправления.

История

Совет по опеке – преемник подмандатной системы в рамках Лиги наций. В 1945 ООН сразу же предоставила большинству подмандатных территорий статус подопечных территорий. Исключения были сделаны для подмандатных территорий Ближнего Востока: Сирии, Ливана, Иордании и Палестины, которые, как предполагалось, вскоре должны были получить независимость. Кроме того, Южная Африка не разрешила превратить Юго-Западную Африку из подмандатной территории в подопечную. США взяли под свою опеку бывшие владения Японии в Тихом океане. В 1950 Сомалиленд, на который не распространялся статус подмандатной территории Лиги наций, стал подопечной территорией Италии. Великобритания продолжала управлять территориями Тоголенда и Камеруна (Восточного и Западного). Остальные части Тоголенда и обоих Камерунов находились под контролем Франции. Руанда-Урунди как подопечная территория осталась под управлением Бельгии. Науру и Новая Гвинея были вверены Австралии, а Новая Зеландия согласилась принять управление над Западным Самоа. В целом Совет по опеке установил контроль над 11 подопечными территориями, 7 из которых находились в Африке; их население составило 15 млн. человек. Таким образом, система опеки ООН сохранила многие черты преемственности с политикой Лиги наций.

В 1975 из 11 первоначальных подопечных территорий 10 получили независимость. Под контролем США все еще остаются острова Тихого океана (Микронезия). В 1957 Британский Тоголенд, который управлялся совместно с Золотым Берегом, вошел как составная часть в получившую независимость Гану. В 1960 Французский Тоголенд стал независимым Того, Французский Камерун – независимым Камеруном, а Итальянский Сомалиленд – независимым Сомали. Британский Камерун, управляемый совместно с Нигерией, разделился на две части, Северный Камерун объединился с Нигерией, а Южный Камерун в 1961 стал собственно Камеруном. В 1961 независимость получила Танганьика, а в 1962 – Западное Самоа. В 1962 Руанда-Урунди превратилась в два независимых государства, Руанда и Бурунди. В 1968 добилась независимости Науру; в 1975 Новая Гвинея вместе с соседним Папуа, с которым она совместно управлялась, объявили себя независимым государством Папуа – Новая Гвинея. В 1990 обрели независимость Федеративные государства Микронезии и Маршалловых Островов. В том же году Северные Марианские острова стали «свободно присоединившимся к США» государством. В 1994 получили независимость острова Палау.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Источник статьи: http://diplomba.ru/work/123452

Лекция 7. Международные организации и конференции

8. Общая характеристика главных органов ООН

Генеральная Ассамблея ООН – это совещательный представительный орган, в котором представлены все государства-члены ООН. Общая компетенция Генеральной Ассамблеи излагается в ст. 10 Устава ООН, в соответствии с которой Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать рекомендации государствам-членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Генеральная Ассамблея наделена также полномочиями рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях, а также выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые открываются в третий вторник сентября, а также специальные и чрезвычайные специальные сессии. Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии.

Генеральная Ассамблея ООН имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, сами по себе не имеют обязательной силы для членов ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН.

Генеральная Ассамблея наделена рядом весьма важных функций и, прежде всего, в рассмотрении кардинальных вопросов мировой политики:

· функцию укрепления международного мира,

· функцию смягчения международной напряженности,

· функцию сокращения вооружений и разоружения,

· функцию создания условий для развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами в самых различных областях.

Генеральная Ассамблея ООН избирает также непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке и Международного Суда ООН.

Совет Безопасности ООН – это главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, и состоящий из 15 членов: пять членов Совета постоянные (это Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава) «непостоянные» и избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (см.: пункт 2 ст. 23 Устава ООН).

В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности обладает исключительно большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств.

Имеется особенность принятия решений. Так, решения по процедурным вопросам в Совете Безопасности считаются принятыми, если за них поданы голоса не менее любых девяти членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета проголосовать против какого-либо решения – и оно считается отклоненным, то есть наложить вето на решение постоянным членом. Тем самым Устав ООН исходит из необходимости согласованности действий постоянных членов Совета Безопасности в области поддержания международного мира и безопасности.

Совете Безопасности ООН наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. Согласно Устава ООН, только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого, создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно Уставу, Совет может помимо рекомендаций принимать и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств-членов ООН.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) также является одним из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, ее специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН.

ЭКОСОС состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом ООН (ст. 61 Устава ООН), причем ежегодно избираются 18 членов на трехлетний срок для замены тех 18 членов, трехлетний срок деятельности которых истек. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 15 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом.

На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем в таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое другое. ЭКОСОС призван, согласно Уставу ООН, предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по этим проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач. Установленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы ООН в целом.

Совет по Опеке ООН действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке.

Совет по Опеке ООН состоит из 5 государств-участников (Россия, США, Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий все в ходе работы Совета получили независимость: Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда, Бурунди, Объединенная Республика Танзания, Самоа, Науру, Папуа-Новая Гвинея.

Совет по Опеке ООН разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса, а также прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате освободительной борьбы большинство подопечных территорий обрело независимость. Соответственно из 11 подопечных территорий, находившихся в ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась одна – Тихоокеанские острова (под опекой США).

Международный Суд ООН согласно пункту 1 ст. 7 Устава ООН является одним из главных судебных органов Организации Объединенных Наций. Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами. В пункте 1 ст. 33 Устава ООН перечислены мирные средства урегулирования международных споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно. Этим в основном и определяется сфера деятельности Международного Суда.

Международный Суд ООН состоит из 15 независимых судей, избираемых вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок в девять лет с правом переизбрания. При этом для избрания Советом Безопасности кандидату достаточно получить 8 голосов. Кандидатуры для избрания в Суд выдвигаются национальными группами членов Постоянной Палаты Третейского Суда (по 4 члена в каждой группе). Местопребывание Суда — Гаага. Все государства-члены ООН являются ipso facto участниками Статута Суда, являющегося неотъемлемой составной частью Устава ООН. Генеральная Ассамблея определяет по рекомендации Совета Безопасности условия, согласно которым государство, не являющееся членом ООН, может стать участником Статута Суда (пункт 2 ст. 93 Устава ООН).

Этот судебный орган имеет множество специфических особенностей, так как в отличие от других международных судов сторонами в рассматриваемых данным судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, то есть государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также в качестве вспомогательного средства – судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

Секретариат ООН – это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т. д. Он состоит из Генерального секретаря, назначаемого Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5-летний срок, по истечении которого может быть назначен вновь, и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Работа Секретариата включает в себя осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности, организацию и проведение международных конференций по проблемам мирового значения, составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем, подготовку исследований по таким вопросам, как разоружение, развитие, права человека. В функции Секретариата входят также устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации.

Секретариат размещен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, имеются также подразделения Секретариата в Женеве, Вене, Найроби, Бангкоке и других городах.

Первым Генеральным секретарем был Трюгве Ли (Норвегия), его сменил в 1953 г. Даг Хаммаршельд (Швеция). В 1961 г. Генеральным секретарем стал У Тан (Бирма), которого в 1971 г. сменил Курт Вальдхайм (Австрия). Затем Генеральным секретарем ООН был Хавьер Перес де Куэльяр (Перу), который вступил в должность 1 января 1982 г. В 1991 г. Генеральным секретарем ООН был назначен гражданин Египта Бутрос Гали. В настоящее время (1 января 1997 г.) этот пост занимает Кофи Аннан (Гана).

Источник статьи: http://netprava.ru/ek/b40/8_8.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *